ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент кафедры АСУ, зав. Лаборатории проблем технического образования МГТУ им. Н.Э. Баумана
1. Сбалансированное управление и экономика, основанная на знаниях
People CMM – уровни зрелости процессов управления персоналом
Решение задач KM в People CMM Идентификация потребностей в знаниях с помощью компетенций Идентификация потребностей в знаниях с помощью компетенций Ранжирование компетенций в зависимости от их критичности и важности Ранжирование компетенций в зависимости от их критичности и важности От задач обучения - к практикам создания «знаниевых активов» От задач обучения - к практикам создания «знаниевых активов» Связывание задач KM с БП организации и соответствующими показателями. Связывание задач KM с БП организации и соответствующими показателями.
Очередность внедрения групп процессов на различных уровнях
2. Создание эффективной системы непрерывного обучения Основные вопросы при разработке системы обучения: Кого учить? - Какие имеются категории специалистов, использующие ИТ? Кого учить? - Какие имеются категории специалистов, использующие ИТ? Чему учить? – Какие направления ИТ-обучения необходимы организации? Чему учить? – Какие направления ИТ-обучения необходимы организации? Как распределить портфель учебных программ по категориям специалистов? Как распределить портфель учебных программ по категориям специалистов? Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей? Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей? Как выбрать внешние учебные курсы и составить эффективную программу обучения? Как выбрать внешние учебные курсы и составить эффективную программу обучения?
Кого учить? – Категории специалистов, использующие ИТ
Чему учить? – Направления ИТ-обучения 1.Базовая компьютерная компетентность 2.Краткосрочные концептуальные курсы для руководителей 3.Курсы, проводимые компаниями- разработчиками ПО 4.Авторизованное обучение и авторские курсы внешних учебных центров и других образовательных учреждений 5.Преподавание ИТ
Структура портфеля учебных программ Тип учебной программыНаправление обучения Основы информационных технологий для организации. Базовая компьютерная компетентность. Спецкурсы для руководителей. Краткосрочные концептуальные курсы для руководителей. Курсы, проводимые компаниями- разработчиками ПО. Отраслевые ИТ для руководителей. Функциональные отраслевые ИТ. Эксплуатация отраслевых ИТ. Авторизованное обучение и авторские курсы внешних учебных центров и вузов. Авторизированные или авторские курсы по неспециализированному ПО. Курсы по управлению, проектирова- нию, разработке и внедрению ИТ. Курсы для преподавателей. Преподавание информационных технологий. Руководители Инструкторы Пользователи Эксп. ИТ специалисты Неэксп. ИТ- специалисты
Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей?
Взаимосвязь различных стандартов
Пример организации компетенции Укрупненные роли ИТ-специалистов Атомарные компетенции Курсы Специализация OracleСпециализация Microsoft
Создание инфраструктурных коалиций для реализации треков обучения Компетентностная модель специалиста - – совокупность компетенций специалиста Компетентностная модель специалиста - – совокупность компетенций специалиста Компетентностный атлас – совокупность образовательных портфолио должностных лиц организации Компетентностный атлас – совокупность образовательных портфолио должностных лиц организации Потребности обучения = КМС – КА Потребности обучения = КМС – КА Траектория – последовательность учебных модулей или курсов, каждый из которых позволяет приобрести или развить необходимые компетенции Траектория – последовательность учебных модулей или курсов, каждый из которых позволяет приобрести или развить необходимые компетенции Оптимизация траекторий может осуществляться по: стоимости, характеристикам целевой аудитории, территориальному распределению и т.д. Оптимизация траекторий может осуществляться по: стоимости, характеристикам целевой аудитории, территориальному распределению и т.д.
Карта курсов по Windows Server 2003
3. Управление системой обучения Сложные задачи управления знаниями: Моделирование KM-процессов Моделирование KM-процессов Мониторинг КМ-активности Мониторинг КМ-активности Оперативное управление задачами приобретения знаний Оперативное управление задачами приобретения знаний Создание и использование KM-активов Создание и использование KM-активов Анализ текущей ситуации и перспектив развития организации в области КМ Анализ текущей ситуации и перспектив развития организации в области КМ Выявление потребностей и стратегическое планирование задач управления знаниями Выявление потребностей и стратегическое планирование задач управления знаниями
Особенности построения системы обучения ФТС России около 20-ти схем реализации обучения около 20-ти схем реализации обучения десятки провайдеров обучения десятки провайдеров обучения сотни образовательных программ сотни образовательных программ нормативная потребность в обучении не менее человек ежегодно нормативная потребность в обучении не менее человек ежегодно территориальное перемещение большого количества сотрудников территориальное перемещение большого количества сотрудников асинхронность поступления финансовых средств асинхронность поступления финансовых средств децентрализованность управления децентрализованность управления активное изменение таможенных и информационных технологий активное изменение таможенных и информационных технологий
Целевая структура системы обучения
СЦ стратегического и оперативного управления системой обучения Основные задачи СЦ: поддержка принятия решений стратегических задач организации в части KPI по кадровому ракурсу поддержка принятия решений стратегических задач организации в части KPI по кадровому ракурсу оперативный мониторинг и управление системой обучения оперативный мониторинг и управление системой обучения интеграция информационных систем автоматизации учебной деятельности интеграция информационных систем автоматизации учебной деятельности ключевой инструмент для реализации задач управления знаниями ключевой инструмент для реализации задач управления знаниями
СЦ стратегического и оперативного управления системой обучения Сложные информационно-аналитические задачи СЦ: геоинформационные задачи и территориально распределенные проекты геоинформационные задачи и территориально распределенные проекты управление знаниями (KM) управление знаниями (KM) управление компетенциями и персональными профилями управление компетенциями и персональными профилями контроль обучения при внедрении новых ИС контроль обучения при внедрении новых ИС имитация и прогнозирование контролируемых процессов имитация и прогнозирование контролируемых процессов возможность абстрагирования текущего состояния всех элементов до уровня краткого описания ситуаций возможность абстрагирования текущего состояния всех элементов до уровня краткого описания ситуаций накопление экспертного опыта принятия решений накопление экспертного опыта принятия решений
Укрупненная архитектура СЦ
Спасибо за внимание! Филиппович Андрей Юрьевич, координатор УМО по работе с вендорами Официальный сайт МГТУ им. Н.Э.Баумана – Официальный сайт МГТУ им. Н.Э.Баумана – Сайт Учебно-методического объединения – technical.bmstu.ru Сайт Учебно-методического объединения – technical.bmstu.ru Сайт Лаборатории проблем технического образования России НМЦ «Инженерное образование» – technical.bmstu.ru/LTEP/Index.htm Сайт Лаборатории проблем технического образования России НМЦ «Инженерное образование» – technical.bmstu.ru/LTEP/Index.htm