Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников
Задачи предпрофильной подготовки школьников Подготовка к жизненно важному выбору Организация пробы сил Информирование об условиях и особенностях профилизации Реализация профессионально- образовательных потребностей
Особенности системы предпрофильной подготовки
Американский опыт «Просто и очевидно, что у громадного большинства человеческих существ, интеллектуальный интерес не является господствующим. Они обладают практическими склонностями. Значительная часть тех, кто находится в школе, рассматривает обучение с практической точки зрения, а именно: как при его помощи добыть кусок хлеба...» Д.Дьюи
Характеристики предпрофиля в США Прагматизм; Деление учащихся на академически «способных» и «неспособных»; Предметы по выбору (8 кл.); Расширение предметов по выбору (35%) (9 кл.); «гайденс» - «помощь подросткам в решении многочисленных проблем и достижении полного развития личности»
Европейский вариант предпрофильной подготовки Энциклопедическое, прагматичное, эссенциалистское (Брайан Холмс); Предметы по выбору; Тестирование.
Отечественный опыт Устав образовательных учреждений 1864 г. - принцип профильности образования; Трансформация профильного обучения в профессиональную подготовку (20-30-е г.); Две формы дифференциации: факультативы (8-10 кл.) и школы (классы) с углубленным изучением предметов; Новые типы школ – гимназии (90-е г.г.).
Профильные предметы Базовые предметы Элективные курсы
Направления профильного обучения Художественно- эстетический Естественно- научный Социально- экономический филологический Информационно- технологический
После предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору «Академически мобильный» ученик Обучение «в своей школе» Переход в другую школу Поступление в гимназию, лицей
Профильное обучение Базовые предметы Профильные предметы Элективные курсы кл. 50 : 30 : 20 Предпрофильная подготовка Проф. консультирование Информ. работаКурсы по выбору 15 : 15 : 70 9 кл.
Базовая модель предпрофильной подготовки Учебная неделя Предметы по выбору 2 час. Консультирование 1 час.( через неделю) Информационная работа 1 час. (через неделю)
Курсы по выбору отличают: Вариативный характер; Избыточное количество; Краткосрочность по времени; Оригинальное содержание; Активные методы познания
Виды курсов по выбору Предметно-ориентированные (пробные) Межпредметные (ориентационные) Курсы предпрофильной подготовки Надпредметные (метапредметные)
Задачи пробных курсов Возможность реализации своих способностей; Уточнение готовности к освоению выбранного профиля обучения; Подготовка к экзамену по выбору.
Основное содержание пробных курсов Углубление тем базового курсаРасширение программы базового курса Приблизительная продолжительность курса четверть или полугодие
Варианты пробных курсов Химия – наука экспериментальная «Металл из Атлантиды» - цинк Что случилось на земле, когда во Вселенной еще ничего не было? Вы и мир инвестиций Занимательная грамматика и орфография Свет – что же это –волна или частицы?
Задачи межпредметных курсов: «Поддерживать» изучение базовых предметов; Осуществлять профессиональную ориентацию школьников; Способствовать внутрипрофильной специализации.
Основное содержание межпредметных курсов Продолжительность курса не более четверти право информатика
Варианты межпредметных курсов Физика и техника Математическая статистика Конституционная экономика Деловой русский язык Математика для экономиста
Задачи курсов предпрофильной подготовки Учебно-практическое знакомство с проблематикой и особенностями разных профилей обучения; Уточнение готовности учащихся к освоению выбранного профиля.
Варианты курсов предпрофильной подготовки Юный журналисты Делопроизводство. Офисные технологии Художественная обработка материалов. Ремесла Превентивная медицина
Задачи надпредметных курсов Организация проб выбора; Участие в проектной, исследовательской деятельности по выбранному профилю; Уточнение готовности к освоению выбранного профиля обучения.
Основное содержание надпредметных курсов Универсальные способы освоения действительности в рамках профиля; Современные телекоммуникационные технологии; Междисциплинарные, надпредметные знания.
Варианты надпредметных курсов Информационная цивилизация Интернет: средство и среда получения новых знаний Академия юных «Шаг в будущее» Экология городских рек
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ ПО ВЫБОРУ Методы обучения Коммуникативные методы Групповые, коллективные методы Проектно- исследовательская деятельность Индивидуальная работа
Интернет-ресурсы для организации предпрофильной подготовки Познавательные Интерактивные
Познавательные веб-ресурсы Электронные педагогические и тематические издания Электронные библиотеки
Электронные издания "Педагог" - "Курьер образования" - «Зеркало» - "Educational Technology & Society" «Энциклопедия образовательной технологии» «Учитель года» - "Образование: исследование в мире" - «Вопросы интернет образования» - "Эйдос" - Издательский дом «1 сентября» - и др.
Интерактивные веб-ресурсы Учебные телекоммуникационные проекты Интернет-конференции, семинары Дистанционные обучающие программы
Электронные библиотеки Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам - Научная электронная библиотека РФФИ ( Государственная научно- педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (