Мастер - класс Учитель русского языка и литературы Шиянова Нина Ивановна МОУ- СОШ с. Баскатовка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Гумилёв. Жираф. Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд.
Advertisements

Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном пчёл и ос, от солнца золотых. Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая.
«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф"
Мир образов Николая Гумилева Акмеизм Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову.
Подготовила: учитель английского языка Хажики Зарина Алдын-ооловна.
Акмеизм (от греч. akme) – высшая степень чего-либо, вершина, цветение. Поэт – мастеровой. Слово – материал для творчества. Основное искусство – архитектура.
МОУ Черёмушкинская средняя общеобразовательная школа 1 г. Саяногорска Педагогические чтения Интеграция как эффективный инновационный приём, количественный.
Эйдос-конспект как форма организации исследовательского чтения текста на уроках литературы Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя.
« Стихи …, как с Миром диалог. С душой написанные строки Не знают времени, дорог. Сердца хранят их смысл глубокий ». А. Крайнов. « Властительница дум и.
А вы смогли бы?. Войдите! Войдите! Здесь вы будете учиться! Входите! Здесь вас ждет удобный класс. Здесь все для вас, чтобы творить, трудиться. Шагнули.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Писатель-романтик Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить. Е. Огонькова.
Биография Маяковского и анализ стихотворения «А вы могли бы»
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
Литература – это уроки волшебства... Послушаем поэта. Красиво и тепло, правда? Край любимый, сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться.
ГБОУ СОШ 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ п.г.т. УСТЬ-КИНЕЛЬСКИЙ Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 п.г.т. Усть-Кинельский.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Транксрипт:

Мастер - класс Учитель русского языка и литературы Шиянова Нина Ивановна МОУ- СОШ с. Баскатовка

Вершины общения. Организационно – психологический этап урока.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к урокам литературы и, как следствие,снижение грамотности, косноязычие. Как же привить интерес к урокам литературы? Однозначно, что интересная работа облегчает её выполнение. Под интересом в методической литературе понимают «…такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание узнать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»

Начало урока - это уже первые воспитательные воздействия. От первой минуты многое зависит: удастся ли установить внимание, серьёзный, доброжелательный настрой. Это очень важный и ответственный этап, от качества осуществления которого зависит весь ход, развитие и результат урока.

Горькая минута урока- пустые глаза ученика. Не за тишину, дисциплину, безропотное послушание – за внимание как множитель информации сражаемся на каждом уроке. Завоевать внимание детей – это завоевать их самих. Но как? Тот кто явился к ребятам, а не просто пришёл к ним, найдёт подход к ним, найдёт выход. Ведь когда- то и мы были точно такими, как они. Вот и войти нужно в класс таким, каким был и ты, только повзрослевшим, умудрённым. Посмотреть на всё глазами далёкого детства и соотнести то, чего хочется ребятам сейчас с тем, что им необходимо завтра. Самое трудное – полюбить в детях возраст. «Мудрая чудинка»- вовсе не странность в характере учителя, а подход к ребятам, т.е к своему делу!

1 « Философский » свободный диктант (Куприн. Бунин) Цель: подготовка учеников к восприятию произведений данных писателей. Тема: « Что такое любовь?» Дети рассуждают на эту тему в тетрадях, затем записывают на доске, получается текст. Таким образом, «философский» свободный диктант является эффективным средством формирования мировоззренческой позиции учеников и подготовки к восприятию того или иного художественного произведения и по обучению сочинению на литературную тему. « Литература – 11 класс С чего начать урок?

Примерные тексты: Любовь- действенная сила в человеке. Она разрушает преграду между человеком и его собратьями, объединяет людей. Любовь помогает человеку преодолевать чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем остаться самим собой. Самое важное в любви- отдавать не материальные, а сугубо человеческие ценности. Он не жертвует, просто делится тем, что есть в нём живого. Своими радостями, своими интересами, своим настроением, своей печалью- всеми проявлениями своей жизни

Сергей Клычков Любовь- неразумный ребёнок, за нею ухаживать надо И лет до восьми от пелёнок оставить нельзя без пригляда От ссоры пасти и от брани, и няню брать с толком, без спешки. А чтоб не украли цыгане, возить за собою в тележке. Выкармливать грудью с рожденья, спать класть у самого сердца На стол без предупрежденья не ставить горчицы и перца! А то может так получиться, что вымажет ручки и платье И жизнь вся пропахнет горчицей, а с горечью что ж за объятья! И вот за хорошим уходом поднимется дочь или сынишка – И брови крутые с разводом, и щёки как свежие пышки! Но так, знать, положено нам уж, что счастью не вечно же длиться: И дочь может выскочить замуж, и может сынок отделиться! Ребёнок же слабый и хилый, во всем обойдённый судьбою, С тобой доживёт до могилы и ляжет в могилу с тобою! С ним только вот, кроме пелёнок, другой не увидишь отрады: Любовь- неразумный ребёнок, смотреть да смотреть за ней надо!.

Театральный Звучит романс на стихи С.Есенина. Входит сам Есенин ( мальчик, одетый в русскую рубаху), с двумя сёстрами, рассказывает автобиографию..

Поэтическая минутка и «снежный ком» Ты письмо моё, милый, не комкай До конца его, друг, прочти Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоём пути. Не гляди так, не хмурься гневно Я любимая, я твоя. Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я. В этом сером, будничном платье, На стоптанных каблуках, Но как прежде жгучи объятья, Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо моё, милый, не комкай, Не плачь о заветной лжи. Ты его в твоей бедной котомке На самое дно положи.

М Шолохов. Знакомство с романом «Тихий Дон» Путешествие в картинную галерею.

Лирика Н.Гумилёва. Фильм об Африке.

Стихотворение «Жираф» Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, Равняться с которым осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф [4] [4]

Эффект удивления ( учитель приносит в класс много книг и умышленно кладёт так, чтобы рассыпалась по столу вся груда – внимание завоёвано! Ишь сколько «перелопатил»!)

Мастерская построения знаний (по творчеству В.В.Маяковского) Представьте себе, что вы можете прямо сейчас взять в руки любой предмет, который вам захочется. Опишите его словами. Вы с ним можете делать что угодно. Запишите, что сделали бы вы и расскажите всем. Варианты ответов: Волшебную палочку и буду творить чудеса Возьму журнал и порву. Взяла бы тарелку и разбила…

Разве это не проба состояний? В таком состоянии класс пришёл заниматься литературой! Что делать с такой разницей настроений? Проговорили- услышали друг друга- удивились- заулыбались… Отчасти уже выплеснули эмоциональный заряд- и получили впечатление, что свободны в своих действиях. Предлагается стихотворение.

А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Варианты ответов: Искали цвета, звуки, другие образы Пробовали дописать стихотворение Переставляли строчки и смотрели, что выйдет? Считали действия Захотелось переделать стихотворение… Дали другое название Сравнивали со стихотворениями других поэтов

Мастерская творческого письма( по лирике А.Блока) Цель: развитие творческих способностей Мастерская письма представляет возможность «включить» самосознание каждого читателя, тогда опыт чтения становится и жизненным опытом. В основе заданий- необходимость понять чувства лирического героя, увидеть как раскрывается Россия в символических образах. Стихотворение А.Блока « Россия» «Слова сожаленья» «Слова восхищенья» Нищая Россия Годы золотые Избы серые Лес, поле Слёзы любви Прекрасные черты Крест несу Плат узорный Глухая Блеснёт Тоска Краса А) Выберите из текста в один столбик «Слова сожаленья», в другой «восхищенья» б) Подчеркните 3-4 слова из записанных. Соедините «слова сожаленья» и «восхищенья» в словосочетание, учитывая, что их можно изменять и при необходимости преобразовывать в другую часть речи. В) Запишите посередине строки то, что получилось. Прочитайте вслух. Это название вашего текста. Г ) Напишите 4-5 предложений( 5-7 минут) Примерные тексты:

Крест блеснёт Россия у многих ассоциируется со множеством крестов. Это и деревянные погосты, и золотые купола, и русские мужики с нательными крестами. В наше время веровать в бога снова стали, может это связано с трудностями в нашей жизни, а может люди поняли, что без веры прожить нельзя. Россия золотая Воспевают Россию, воспевают…Блок, Есенин- для них Россия золотая. Лес, поля, берёзы- золотом все светится. Никогда не пропадёт она, не сгинет!

Литературная разминка «Угадай писателя»