профессор П.А. Оржековский профессор М.М. Шалашова Московский институт открытого образования Структура курса химии, ориентированного на выполнение требований государственных образовательных стандартов нового поколения
Многовековой вопрос педагогики Гарантируют ли успехи в учебе в школе успехи молодого человека в жизни? Гарантий никаких! Уход от чисто знаниевого подхода к обучению созиданию.
Необходимость перехода на компетентностный подход обучения Российские школьники знают и умеют, чуть ли не больше всех школьников планеты (исследования TIMSS). В способностях использовать свои знания существенно проигрывают своим сверстникам ведущих мировых стран (исследования PISA).
Необходимость перехода на компетентностный подход Важно не только то, что знают и умеют учащиеся, но и то, каким образом получены эти знания; понимание учениками необходимости этих знаний и умений; их опыт использования знаний и умений; что за личность обладает этими знаниями и умениями.
Особенности ФГОС Методологическая основа - системно- деятельностный (компетентностный) и личностно-ориентированный подходы. Впервые требования к результатам освоения программ представлены не только к системе предметных ЗУНов, но и к личностным достижениям обучающихся.
Изменения в образовательном процессе при компетентностном подходе В целевых установках: от формирования не только ЗУНов, но и к воспитанию и развитию личности ученика. В содержании образования: от освоения предметных знаний и умений к функциональности знаний, практико- ориентированным представлениям о мире и способах практического действия в нем. В деятельности педагога: от организации учащихся на усвоения знаний к созданию условий познавательного процесса в условиях самоорганизации, сотрудничества и сотворчества с обучающимися.
Структура курса химии должна позволять Структура курса химии должна позволять: Организацию осмысленной познавательной деятельности учащихся, приводящей к осознанности знаний. Организацию осмысленной познавательной деятельности учащихся, приводящей к осознанности знаний. Осуществление процесса познания в условиях самоорганизации учащихся.
Структура курса химии должна отвечать следующим требованиям: 1.Учебное содержание включается в курс в историческом контексте. Химические понятия: Простое вещество, сложное вещество, химический элемент. Окисление, восстановление. Химические законы: Сохранения массы. Постоянства состава. Периодический закон.
Учебное содержание включается в курс в историческом контексте. Способствует формированию: -познавательных УУД; -гражданской идентичности и духовно- нравственных ценностей. Развивает интерес к предмету. Способствует осмыслению опыта естественнонаучного познания.
Структура курса химии должна отвечать следующим требованиям: Теория дается тогда, когда возникли вопросы на которые она может ответить. 2. Обучение в процессе раскрытия закономерностей научного познания.
Обучение в процессе раскрытия закономерностей научного познания. Овладение методами познания, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования (типология, классификация, моделирование, эксперимент и др.) Формирование умений: -логично формулировать и аргументировано излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения; -критически оценивать и интерпретировать информацию.
Структура курса химии должна отвечать следующим требованиям: 3. Основные положения изучаемых теорий должны подтверждаться с помощью эксперимента. Критерий истинности знаний – эксперимент, практика.
Основные положения изучаемых теорий должны подтверждаться с помощью эксперимента. Развивает интерес к предмету. Формирует убеждения. Способствует формированию умений: -распознавать вещества на основании внешних признаков и важнейших реакций; -исследовать свойства изучаемых соединений; -планировать и осуществлять самостоятельную познавательную деятельность; -пользоваться химической посудой и оборудованием; -делать выводы из результатов химического эксперимента.
Структура курса химии должна отвечать следующим требованиям: 4. Изученная теория обязательно должна использоваться для предсказания химических явлений. Объяснить можно все что угодно и как угодно, настоящая теория позволяет предсказывать. Д.И. Менделеев
Теория должна использоваться для предсказания химических явлений Способствует формированию умений: применять знания для объяснения химических явлений формулировать проблему, указывать причины и вероятные последствия ее решения определять цель, задачи и последовательность действий, необходимых для решения проблемы осуществлять критический анализ полученной информации Способствовать формированию убеждений
Структура курса химии должна отвечать следующим требованиям: 5. Целесообразно многоуровневое формирование понятий. I-й уровень – атомно-молекулярная теория. II-й уровень – теория строения атома. III-й уровень – теория химической связи. IV-й уровень …
Целесообразно многоуровневое формирование понятий. Преподаватели, пытающиеся сформировать у студентов исчерпывающие знания, соответствующие современному состоянию науки «смотрят на зады». Д.И.Менделеев Научить смотреть вперёд – научить познавать Мир!
Целесообразно многоуровневое формирование понятий Осознанность формируемых знаний. Расширение границ применения знаний. Формирование умений анализировать химические явления и делать аргументированные выводы.
Структура курса химии должна отвечать следующим требованиям: 6. Интенсивность обучения, заложенная программой, должна быть оптимальной. «Не следует гасить огонь познания избытком топлива!» Д.И. Менделеев В настоящее время превышение - в 2-4 раза, иногда, до 8!
Интенсивность обучения, заложенная программой, должна быть оптимальной Создает условия для личностно- ориентированного обучения.
Особенности организации познавательной деятельности учащихся при личностно- ориентированном обучении создание условий для приобретения опыта самостоятельной деятельности; рассмотрение значимости формируемых знаний для повседневной жизни или предполагаемой профессиональной деятельности; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке и во внеурочной деятельности; широкое использование интерактивных методов обучения; ориентация на главный показатель качества образовательного процесса – динамика развития личностных качеств обучающихся.
Общие выводы 1.Реализация требований ФГОС начинается со структурирования курса химии и разработки программ. 2.Курс химии,ориентированный на сохранение и развитие традиций российского образования, создает наилучшие условия для выполнения требований ФГОС.
Спасибо за внимание!