Моторное страхование: пути повышения его эффективности 20 сентября 2011 года, Ялта 1
Статистика ОСАГО 2
3
4 Показатель2010 Изменение 2010 к полугодие 2011 Изменение 1 полугодия 2011 к 1 полугодию 2010 Число заключенных договоров (млн.) 37,1+5,5%18,9+6,1% Страховые премии (млрд. руб.) 92,6+7,8%46,0+4,7% Заявлено страховых случаев (млн.) 2,36+13,7%1,25+9,7% Урегулировано страховых случаев (млн.) 2,29+16,7%1,24+11,6% Страховые выплаты (млрд. руб.) 54,3+11,8%28,6+12,2% Статистика ОСАГО
Осуществление компенсационных выплат за гг. 5 Выплаты за период с г. по г. составили млн. руб. * прогноз
Статистика прямого возмещения убытков В рамках системы ПВУ потерпевшим выплачено : млн. руб. – за 1-й календарный год (с по ) млн. руб. – ВСЕГО: за 2-й календарный год (с по ) млн. руб. – за период с млн. руб. по Количество жалоб по ПВУ более чем в 2 раза меньше, чем по традиционному ОСАГО ПВУ отвечает своим задачам (повышение уровня клиентского сервиса) 6
Условия для применения Европейского протокола: в ДТП участвовало два транспортных средства; ответственность участников ДТП застрахована; вред причинен только имуществу; отсутствуют разногласия между участниками ДТП. 25 тыс. руб. – максимальная страховая выплата при упрощенном оформлении ДТП. 23,7 руб. – средняя выплата по ОСАГО в 2010 году. Доля убытков, урегулированных без участия сотрудников ГИБДД, составляет около 4%. Необходимо кардинальное улучшение применения Европейского протокола. Упрощенное оформление ДТП (без участия сотрудников полиции –Европейский протокол) 7
Возраст водителя и Европейский протокол 8
Участие в системе «Зеленая карта» 9
10 Изменения тарифов по ОСАГО (вступили в силу 28 июля 2011 года) Изменение региональных коэффициентов: повышение – для 177 городов и 62 регионов (для спец.техн. – 46 городов, 14 регионов) без изменений – для 114 городов и 10 регионов (для спец.техн. – 251 город, 64 региона) понижение – для 8 городов и 6 регионов (для спец.техн. – 2 города) Другие изменения коэффициентов: Возраст и стаж водителя, лет Прежний коэффициент Новый коэффициент Возраст
Правила по обеспечению бланками членов РСА Проблема: уход с рынка страховых компаний, имеющих большое количество бланков полисов ОСАГО. Заключение недействительных договоров страхования. Решение: лимитировать количество выдаваемых бланков полисов ОСАГО года была законодательно закреплена функция РСА по установлению правил профессиональной деятельности в части обеспечения страховщиков бланками полисов ОСАГО. ППД по обеспечению бланками полисов ОСАГО действуют с мая 2011 года*. * Правила профессиональной деятельности по обеспечению бланками полисов ОСАГО согласованы с Минфином и ФАС России. 11
Обеспечение бланками полисов ОСАГО Формируются на основании коэффициентов, рассчитываемых РСА на основании данных РСА и надзорного органа Размер обеспечения БСО для членов РСА и распределение по группам рассчитывается ежеквартально* 1-я группа (+ ) 2-я группа (+30%) 3-я группа (+20%) 4–я группа (+0) 5-я группа (бланки не выдаются) *Страховщик может получить любое количество бланков под финансовое обеспечение. 12 Обеспечение БСО в зависимости от группы риска
года был принят Федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств. 1.Дата вступления в силу закона о ТО: г. (за исключением отдельных положений). 2. Функции по проведению ТО передаются от МВД РФ юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующую аккредитацию (переходный период – 2 года). 3. Вносятся следующие изменения в процедуру заключения договора ОСАГО: Наличие действующего талона ТО является необходимым условием для заключения договора ОСАГО. Договор ОСАГО не заключается, если до истечения срока действия талона ТО осталось менее 6 месяцев; В дальнейшем предполагается, что информация о прохождении ТО будет передаваться страховщику исключительно в электронном виде путем обращения к базе данных АИС ТО (планируемая дата – г.). Технический осмотр транспортных средств 13
3. Основные функции РСА: а) аккредитация операторов ТО; б) осуществление проверок деятельности операторов ТО на основании поступивших жалоб; в) отзыв аккредитации – в случае наличия соответствующих оснований; г) ведение реестра операторов ТО; д) формирование открытого информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов ТО; е) организация обеспечения операторов ТО бланками ТО. 4. Аккредитация операторов ТО: а) бессрочная; б) платная. 5. Функции ГИБДД: ведение АИСТО. РСА доказал свою эффективность будет играть ключевую роль в организации технического осмотра. РСА активно участвует в подготовке проектов НПА, необходимых для реализации закона о техническом осмотре. Технический осмотр транспортных средств 14
Требования страхового законодательства к минимальным размерам уставного капитала страховых организаций – членов РСА В соответствии с Федеральным законом от ФЗ, с минимальный размер уставного капитала: 120 млн. руб. – для страховщика, осуществляющего страхование гражданской ответственности, кроме медицинского страхования; 480 млн. руб. - для осуществления всех видов страхования + перестрахование; Среди действительных членов РСА на г. 54 страховые организации не соответствовали новым требованиям в части УК. По состоянию на г. (по данным, поступившим в РСА): Без изменений (отсутствие сведений) – 4 СК; Принято решение об увеличении – 26 СК; Отказ от увеличения УК (передают портфель) – 2 СК; Увеличен уставный капитал – 11 СК; Отказались от перестрахования – 9 СК. 15
16 Изменения в закон об ОСАГО (проект) Увеличение лимитов выплаты за вред, причиненный жизни или здоровью каждого потерпевшего, до 500 тыс. рублей; Увеличение лимитов выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших, до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего; Расширение перечня лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца); Осуществление фиксированных выплат, за вред причиненный здоровью потерпевшего на основании таблиц выплат по здоровью с учетом возможности получения потерпевшим дополнительных выплат; Увеличение до 50 тыс. рублей лимита выплат при упрощенном оформлении ДТП; Установление обязанности причинителя вреда представить свое транспортное средство для осмотра при упрощенном оформлении ДТП, а также включение такого непредставления в качестве основания для предъявления страховщиком регрессного требования к причинителю вреда; Введение системы прямого возмещения убытков в качестве единственного механизма получения страхового возмещения при урегулировании убытков по ОСАГО; Осуществление функций оператора автоматизированной информационной системы ОСАГО профессиональным объединением страховщиков.
17 Тарифный коридор В процессе согласования изменений в закон об ОСАГО возникли разногласия между Минфином и ФАС России. Позиция Минфина: тарифы по ОСАГО должны быть едиными; Позиция ФАС: должна быть ценовая конкуренция на рынке ОСАГО. В настоящее время обсуждается вопрос об установлении тарифного коридора по ОСАГО. Позиция РСА: установить минимальный размер тарифа (с учетом поправочных коэффициентов) на уровне нынешнего; Предоставить страховщикам право повышать тариф до определенного уровня.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 18