Company LOGO Либерализация сферы образования Доступ населения к образованию, или страсти по ВТО Доступ населения к образованию, или страсти по ВТО Казанцева О.
Глобализация бизнеса 1 Последствия 2 3 Резкое повышение требований к качеству персонала Универсализация квалификационных характеристик работников Универсализация квалификационных характеристик работников Взаимопроникновение национальных образовательных пространств
Образовательные услуги 1 Стандартизуются 3 Приобретают трансграничные и мультикультурны е характеристики 2 Адаптируются к требованиям корпораций
Международное образование расходы в области образования на уровне государств превосходят 1 триллион долларов 50 млн. преподавателей 1 млрд. учеников и студентов сотни тысяч образовательных учреждений во всём мире
Мировой рынок образовательных услуг 3 млн. чел. обучающихся за границей (к 2010 г.) Емкость до 100 млрд. долл. (2005) Объем
Генеральное соглашение по торговле услугами Существенное отличие данного Соглашения - наличие двух статей, отличающихся по своему значению: Первая статья - "режим наибольшего благоприятствования" (часть 2, статья 2) предполагает, что каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого иностранного партнёра режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг любой другой страны. Вторая статья предусматривает "национальный режим" (часть 3, статья 16), то есть предоставление не менее благоприятных условий иностранным партнёрам наравне с отечественными услугами и поставщиками услуг. Это означает, что любое иностранное предприятие получает право свободного размещения, открытия филиалов, доступ на национальный рынок, выделение дотаций и т.д.
Трудности торговли услугами во-первых, нужно произвести чёткий учёт услуг во-первых, нужно произвести чёткий учёт услуг ( проблема полностью не преодолена. Остается объектом дискуссий ВТО. Постоянные попытки по расширению списка услуг под предлогом его уточнения. Выработан список услуг по 11 секторам и 160 подсекторам. Для сектора образовательных услуг выделяются 4 подсектора: начальное, среднее, высшее образование и непрерывное образование взрослых ) во-вторых, необходимо определить, что является их торговлей и поставкой во-вторых, необходимо определить, что является их торговлей и поставкой
Поставка услуги (ст.1 Соглашения) A Производство B Распределение C Маркетинг D Продажа и доставка Элементы поставки услуг
Способы приобретения образовательной услуги дистанционное обучение дистанционное обучение – получение образование в зарубежном вузе, используя современные средства коммуникаций и передачи информации создание филиалов создание филиалов – перемещение самого поставщика услуги в страну оказания услуги обучение иностранных студентов обучение иностранных студентов – получение образовательной услуги за рубежом мобильность преподавателей мобильность преподавателей – поставщик, приезжает в страну на время и оказывает образовательные услуги
Доступ к мировому рынку образования Возможность без ограничений потреблять услуги, находясь за рубежом Возможность без ограничений пользоваться услугами дистанционного обучения
Способность торговать услугами Описание стандарта результата, а не содержания Описание стандарта результата, а не содержания Прозрачность оценивания Прозрачность оценивания Проработанность законодательной базы (статус образовательных учреждений, дополнительные образовательные услуги) Проработанность законодательной базы (статус образовательных учреждений, дополнительные образовательные услуги) Языковая подготовка преподавателей Языковая подготовка преподавателей Финансовая государственная поддержка (оплата труда, образовательные технологии) Финансовая государственная поддержка (оплата труда, образовательные технологии) Агрессивное продвижение услуг в области качественного преподавания русского языка Агрессивное продвижение услуг в области качественного преподавания русского языка
Взгляды на образование общественное благо коммерческая услуга Образование
Положительное влияние Появление дополнительных стимулов для проведения внутренних реформ, направленных на укрепление системы образования Толчок к возрождению технических вузов Фактически гарантированное успешное завершение Болонского процесса и повсеместное признание дипломов отечественных вузов Открытие филиалов иностранных учебных заведений уменьшит желание непременно получить образование за рубежом (снизит отток капитала) Освоение нового формата бизнеса через получение комплекса знаний и навыков
Негативное влияние усиление иностранной конкуренции в образовании (медицина, экономика, корпоративное образование) уменьшение сферы влияния национальной системы образования «утечка умов» расширение системы платного образования за счет образования бюджетного
Company LOGO Москва, мая 2007