МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
2 Модернизация пенсионной системы осуществляется во исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» и данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 23 января 2013 года по вопросу создания Единого накопительного пенсионного фонда. Модернизация системы пенсионного обеспечения
Коэффициент замещения прежнего дохода пенсионеров трудовой пенсией в % Проблема: Размеры трудовой пенсии снижаются в связи с уменьшением накопленного на 1 января 1998 года трудового стажа. При сохранении действующих параметров, начиная с 40-х годов текущего столетия, вновь входящие в систему пенсионеры не будут получать пенсии из солидарного компонента. В таких условиях обеспечения адекватного уровня пенсионного обеспечения полностью зависит от возможностей роста базовой пенсии и соответствующего уровня пенсионных накоплений. Солидарная (трудовая) пенсионная выплата * оперативные данные; ** прогнозные данные. 3
Управление пенсионными активами 1)Определение стратегических направлений инвестирования пенсионных активов и выработка концептуальных предложений по повышению эффективности инвестирования пенсионных активов; 2)Утверждение перечня разрешенных финансовых инструментов и иного имущества для размещения пенсионных активов. Совет по управлению пенсионными активами при Президенте РК Утверждение инвестиционной декларации управления пенсионными активами: 1)Определение перечня объектов инвестирования, цели, стратегии, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении пенсионных активов, условия хеджирования и диверсификации пенсионных активов; 2)Проведение процедур по выбору управляющих пенсионными активами (внутренних и внешних). Национальный Банк 4
Реорганизация накопительных пенсионных фондов НПФНПФ могут быть преобразованы в организации, управляющие инвестиционным портфелем (УИП) и будут иметь возможность участвовать в конкурсах по управлению пенсионными активами, при наличии соответствующей лицензии. УИП могут быть преобразованы в Добровольные накопительные пенсионные фонды (ДНПФ) ДНПФ ликвидация 5 5
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА Базовый уровень Государство Трехуровневая система социального обеспечения Обязательный уровень Работник Добровольный уровень Работник Работодатель 6
Расширение охвата населения накопительной пенсионной системой Занятое население 8,5 млн. чел. Активные участники НПС 5,7 млн. чел. Осуществляют ПВ 12 раз в год 3,7 млн. чел. 2,7 млн. чел. Самозанятые Осуществляют пенсионные взносы 932,4 тыс. чел. 7 Планируется комплекс мер по формализации занятости и доходов наемных работников, самозанятого населения и стимулированию их участия в системе пенсионных накоплений через усиление гарантий минимального пенсионного обеспечения. В этих целях, предусматривается трансформирование базовой пенсии в гарантированную минимальную пенсию. Из них
Проблема адекватного пенсионного обеспечения женщин 1. Причины отставания размеров пенсионных накоплений женщин: относительно меньший стаж участия в накопительной пенсионной системе в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам и более раннее в сравнении с мужчинами время выхода на пенсию; гендерные различия в оплате труда (в последние пять лет размер среднемесячной заработной платы женщин составлял от 66 до 68% среднемесячной заработной платы мужчин). 2. Период жизни после выхода на пенсию (дожитие) у женщин (20,84 лет) значительно больше, нежели у мужчин (12,99 лет). 8 ПУТИ РЕШЕНИЯ: Унификация пенсионного возраста женщин; Рассматривается субсидирование потерь по обязательным пенсионным взносам женщин в период ухода за ребенком.
Введение обязательных профессиональных пенсионных взносов Действующая системаПредлагаемая система На 1 января 2013 года численность участников добровольной профессиональной пенсионной системы составляет 4225 человек, объем накопления составляет 133,9 млн. тенге. Работодатели будут отчислять ОППВ только по перечню профессий, отнесенных к вредным, который будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться (прогноз 135 тыс. чел.). Пример: В Угольном департаменте АО «Арселор Миттал Темиртау» занято всего работников, из них во вредных условиях труда работников или 41,5%. Фонд оплаты труда составляет 55,4 млрд. тенге в год. При введении ОППВ дополнительно потребуется на ОППВ – 1,1 млрд. тенге в год. Обычные производства: ОПВ (10%) Вредные и тяжелые производства: ДППВ (5%) ОПВ (10%) + ОППВ (5%) = 15% 9