Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников Н.В.Новожилова, к.п.н., доцент АПКиПРО
Цель и задачи предпрофильной подготовки школьников Подготовка к выбору выбору профиля профиля Организация пробы сил Информирование об условиях и особенностях профилизации Реализация профессионально- образовательных потребностей
Особенности системы предпрофильной подготовки
После предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору профиля дальнейшего обучения Поступить в гимназию, лицей или др. Перейти в другую школу Продолжить обучение в своей школе
Предпрофильная подготовка = min. ~ 100 часов Проф. консультирование Информ. работаКурсы по выбору 15 : 15 : 70 Составляющие части ППП
Базовая модель ППП (вариант) Учебная неделя Предметы по выбору 2 час. Консультирование 1 час.( через неделю) Информационная работа 1 час. (через неделю)
Должны способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе Содержание Форма организации Методика проведения Курсы по выбору Во-вторых, расширять знания ученика по тому или иному предмету (образовательной области)
Основные характеристики курсов по выбору: 1. Избыточность; 2. Вариативность; 3. Краткосрочность; 4. Оригинальность содержания; 5. Не стандартизированность.
Виды курсов по выбору: 1.Пробные (предметно-ориентированные, межпредметные) 2. Ориентирующие
Возможные подходы к созданию курсов по выбору 1.Фундаментальный. Суть – движение от простых объектов к сложным, переход от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям. 2. Методологический. В основу положен научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса - знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. 3. Универсальный. Характерна - группировка содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. 4. Прагматичный. Приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень уч-ся и широко использующихся в дальнейшей жизни. 5. Деятельностно-ценностный. Знакомство с способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля.
Основное содержание пробных курсов Углубление тем базового курсаРасширение программ базового курса Приблизительная продолжительность курса четверть или полугодие
Основное содержание межпредметных курсов Продолжительность курса не более четверти право информатика
Варианты предметно- ориентированных курсов Химия – наука экспериментальная «Металл из Атлантиды» - цинк Что случилось на земле, когда во Вселенной еще ничего не было? Вы и мир инвестиций Занимательная грамматика и орфография Свет – что же это –волна или частицы?
Варианты межпредметных курсов Физика и техника Математическая статистика Конституционная экономика Деловой русский язык Математика для экономиста
Задачи ориентационных курсов: Подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения; Учебно-практическое знакомство с проблематикой и особенностями разных профилей обучения; Уточнение готовности учащихся к освоению выбранного профиля дальнейшего обучения.
Варианты ориентационных курсов: Юный журналист Делопроизводство. Офисные технологии Художественная обработка материалов. Ремесла Превентивная медицина
Курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» 1. Образовательная карта региона. 2. Притязание человека и его профессиональная карьера. 3. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. 4. Проба выбора профиля обучения (эвристические упражнения и задания). 5. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения. и др.
По результатам эксперимента Курсы по выбору могут быть сетевыми, организованными на базах общеобразовательных и профессиональных учреждений. Их пользователями становятся учащиеся школ данной образовательной сети.
Курсы по выбору могут быть условно сетевыми, организованными на базе ресурсов глобальной информационной сети
Варианты организации курсов по выбору с использованием интернета 1. Участие в телекоммуникационных проектах. 2. Web-ресурсы являются иллюстрационными или дополнительными материалами к курсам. 3. Виртуальные научные экспедиции, обзорные экскурсии с целью выполнения конкретной учебно-исследовательской работы.