Профильное обучение (Схема разработки программы авторского курса по выбору) ГУ «СШ 6» г. Лисаковск –2006 год
Общие положения Традиционные предметные курсы Авторские курсы основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.). строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий, а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети школы, города. Курсы по выбору, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на 2 типа: Примечание. Курсы 1-го типа имеют, по преимуществу, прагматическую функцию ( н.р.,целевая подготовка к экзаменам;) курсам 2-го типа в большей мере присуща развивающая функция.
Авторские курсы Авторские курсы по выбору, их структура и содержание будут носить вариативный характер в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе: Особенности набора профилей в старшей ступени. Кадровая ситуация в ОУ. Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав, социальные запросы учащихся и др.) Особенности набора профилей в старшей ступени. Кадровая ситуация в ОУ. Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав, социальные запросы учащихся и др.)
Инвариантные условия: Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного - это не выбор). Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (дальнейшего профессионального образования). Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. ( Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это?»). Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти вопросы. Отбирая содержание, учитель (автор курса) должен ответить в первую очередь на вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения?». Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы.(информационные, проектные, дистанционные и т.п.)
Инвариантные условия: Следует использовать возможности преподавания курсов профильной и предпрофильной подготовки другим преподавателем, не только тем, который ведет базовый курс по данному или родственному предмету. Курсы должны знакомить учащихся со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими для их выбора. Курсы должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности ( чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов, приемы деловых коммуникаций и т.п.). Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию. Курсы предпрофильной и профильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному профессиональному выбору, к успешной социализации.
Программа курса по выбору ориентированного на предпрофильную и профильную подготовку, может быть рассчитана максимально на часов ( из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули-17 часов по 4 курса за год.) Содержание курсов по выбору должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся, а с другой стороны, предоставлять ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой: Расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета. Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий. Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определенного вида деятельности. Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть учебно-познавательными,исследовательскими, коммуникативными, информационными компетенциями.
На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной и профильной подготовки? Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием? Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в ходе профильного обучения? Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса, в чем он может проявить инициативу? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса? Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю? Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности по его итогам? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса? Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю? Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности по его итогам? Опорные вопросы для составителя программы: Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного и профильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы: Ответив на эти вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.
Подсказки составителю программы элективного курса: 1. Название: Необходимо придумать привлекательное название курса. Оно должно быть, с одной стороны, не быть похожим на школьное, а с другой – показывать то, чем ученики, посещающие его, будут заниматься( домашнее задание: подобрать несколько таких названий по своему предмету)
Подсказки составителю программы элективного курса: 2.Пояснительная записка. Указывается время, на которое рассчитана программа, число часов в неделю. Формулируются цели курса. Например: Создание условий для развития у обучающихся: интеллектуальных и практических умений в области… ; интереса к … ; умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе,вести дискуссию,отстаивать свою точку зрения.
3.Содержание программы: При отборе содержания курса можно сделать акцент на тех понятиях, умениях, которые в базовом курсе рассматриваются косвенно. Подсказки составителю программы элективного курса: