1 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Вопросы совместного использования водных ресурсов в бассейне р. Сырдарья и пути улучшения гидрологического режима Шамшиева А.А.- главный эксперт Комитета по водным ресурсам Шамшиева А.А.- главный эксперт Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан
2 О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи Водные ресурсы р. Сырдарьи являются основным источником водообеспечения Южно-Казахстанской и Кызылординской областей Республики Казахстан, а также поддержания экосистемы Северной части Аральского моря. Режим стока, поступающего в Казахстан, регулируется каскадом водохранилищ в верховьях реки, главным из которых является Токтогульское водохранилище в Кыргызстане. Водные отношение с сопредельными государствами бассейна рек Амударья и Сырдарья регулируется на основе Межправительственного Соглашения 1992 года. Основополагающим принципом этого Соглашения является признание всеми странами ЦА вододеления, заложенного во времена Союза ССР. В соответствии с положением Соглашения, в регионе создана и функционирует Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) по использованию водных ресурсов рек бассейна Аральского моря. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан
3 В соответствии с положением, МКВК, ежеквартально, поочередно проводит заседания по проблемам регулирования, рационального использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников, разработывает и утверждает лимиты водопотребления и графики режимов работ каскадов водохранилищ. В случае необходимости, по инициативе одной из Сторон проводятся внеочередные заседания. Но, в последние годы эти процедуры не выдерживаются или Протоколы заседания МКВК не подписываются членами по разным причинам. В свою очередь, оно затрудняет вопросы регулирования и использования водных ресурсов казахстанской части бассейна реки Сырдарья. Например, на межвегетационный период гг. и вегетационные периоды 2010 и 2011 годов режимы работ этих водохранилищ и лимиты водозаборов между государствами бассейна не утверждались, так как, из-за разногласий между членами МКВК, Протоколы между республиками не было подписаны. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи
4 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Лимиты и режимы работ Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ 2010 года не утверждались. Однако, вегетационный период оказался многоводным, и отсутствие утвержденных указанных документов на водообеспеченность водопотребителей Казахстана, расположенных ниже Шардаринского водохранилища, особо не повлияла. Только со стороны Республики Узбекистан было создано искуственный дефицит для водопотребителей Махтаральского района ЮКО. В текущем 2011 году также не были утверждены лимиты водозаборов республик и режимы работ водохранилищ бассейна. Водность бассейна оказалась ниже на 30-40% среднемноголетних. Поскольку лимиты и режимы не были утверждены, государства верхнего течения осуществляли водозаборы по своему усмотрению, пропуская воду для Казахстанских водопотребителей по остаточному принципу. О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи
5 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Прием Казахстаном Кыргызской электроэнергии в 2011 году в соответствующих объемах не привело к транзиту необходимых расходов воды через территории Таджикистана и Узбекистана. Эти государства в полной мере воспользовались благоприятной ситуацией, игнорируя потребности Казахстана в воде и его очевидные усилия по получению необходимых объемов воды для своих водопотребителей из Токтогульского водохранилища. Таблица 1. Анализ водохозяйственной обстановки бассейна реки Сырдарья в вегетационный период 2011 года по отчету «Региональной информационной базы водного сектора ЦА (CAREWIB) осуществляемый в рамках Швейцарской региональной среднесрочной программы для Центральной Азии показал, что приточность из верхних водохранилищ Нарын-Сырдаринского каскада была на уровне прогнозного. Однако поступление к Шардаринскому водохранилищу составило всего 56%. При этом водозабор Республики Узбекистан составил 95% от прогнозируемого. Таблица 2. О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи
6 Покупка электроэнергии и попуск воды из Токтогульского водохранилища для обеспечения поливной водой южных регионов Казахстана за вегетационный период 2011 года Месяцыдекады Покупка электроэнергии из АО "Электрические станции" Кыргызской Республики, млн.кВт.ч Водный эквивалент попуска воды из Токтогульского в-ща сверх собственных нужд Фактический водозабор по к- лу"Достык" РК, м3/с Не дополучен ный объем воды, млн.м3 м3/смлн.м3м3/смлн.м3 апрель I II29195 III май I II78228 III июнь I II III июль I II III август I II III Таблица 1
Анализ водохозяйственной обстановки бассейна рек Сырдарья в вегетационный период 2011 года (млн.м3) Наименование Показа тели притоксброс сброс за прием эл.эн. Боко вой приток Водо забор, в том числе: всего Кыргыз стан Таджики стан Узбеки стан Казах стан Токтогульское водохранилище прогноз факт % Андижанское водохранилище прогноз факт % Участок Токтогуль- Кайраккум прогноз факт % Кайраккумское водохранилище прогноз факт %9899 Чарвакское водохранилище прогноз факт %9089 Участок Кайраккум- Шардара прогноз факт % Шардаринское водохранилище прогноз факт %5687 Таблица 2
8 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи До 2004 года, режимы работ водохранилищ, объемы перетоков электроэнергии, поставки энергоносителей утверждались ежегодными межправительственными Протоколами, в соответствии с рамочным Соглашением между Правительствами ЦАЭС по использованию водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи от 17 марта 1998 года. С 2004 года Узбекистан перестал подписывать межправительственный Протокол, предпочитая практику заключения двусторонних протоколов между правительствами сторон: Казахстана с Кыргызской Республикой, Узбекистана с Таджикистаном, что не гарантирует транзит получение воды из Токтогульского водохранилища для ирригационных нужд Казахстана.
9 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республика Казахстан О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи Современная водная политика стран Центральной Азии постепенно меняется. В условиях отсутствия согласованных действий по вопросам совместного использования водных ресурсов рек Аральского моря, страны самостоятельно пытаются обеспечить свою водную безопасность. Кыргызстан, в целях самообеспечения электроэнергией в зимний период увеличил объемы зимних попусков из Токтогула, который создавал напряженную водохозяйственную обстановку в низовье реки Сырдарьи. Для перерегулирования зимнего водопритока и защиты объектов отраслей экономики от зимних наводнений в низовьях реки Республика Казахстан построил Коксарайский контррегулятор..
10 О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи Считалось, что строительство Коксарайского контррегулятора и насосной станции в Шардаринском водохранилище для Махтаральского района позволит Казахстану снять вопрос водообеспечения орошаемых земель указанного района. Более того, вести равноправный диалог с Узбекистаном в водных вопросах. При этом одним из главных условий была работа Токтогульского водохранилища в энергетическом режиме. Но, принятые меры казахстанской стороны по строительству Коксарайского контррегулятора, привели к тому, что водохранилища возведенное узбекской стороной в нижнем бьефе Арнасайского водосброса, не смогут гарантированно обеспечивать сложившиеся экологическое потребности Арнасайской системы озер, а также водохозяйственной инфраструктуры Республики Узбекистан. В этой связи, узбекская сторона принимает меры по строительству ряда новых водохранилищ по стволу реки Сырдарья, который будут наполняться за счет повышенного зимнего стока.
11 О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи В этом случае между нами возникает новая конкуренция за объемы зимнего стока, который нам необходимы для наполнения Шардаринского водохранилища, Коксарайского контррегулятора и поддержания уровня Малого Арала на отметке 42 БС. Напряженность регионального сотрудничества по вопросам управления водными ресурсами и режимом каскада водохранилищ с каждым годом усиливается. На основании выше изложенного для улучшения гидрологического режима в ближайшей перспективе необходимо: - ускорить согласование проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан об использовании водных и энергетических ресурсов бассейна р.Сырдарья и подготовить его к подписанию.
12 Проект данного Соглашения в основном разработан научно- информационным центром МКВК в рамках проекта RETA «Совершенствование механизма управления и регулирования водными ресурсами бассейнов Амударьи и Сырдарьи», финансируемого за счет технической помощи Азиатского Банка Развития и одобрен всеми руководителями водохозяйственных органов стран ЦА, в настоящее время проводится внутригосударственное согласование. Проект Соглашения согласован с заинтересованными госорганами Республики Казахстан. Предложения и замечания казахстанской стороны направлено в НИЦ МКВК для окончательного согласования с кыргызской, таджикской и узбекской сторонами. На 56 заседании МКВК (12 января 2011 года в г. Шымкенте) принято решение организовать дополнительное обсуждение проекта Соглашения и внести на рассмотрение заседания МКВК в четвертом квартале 2011 года. О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи
13 - создание Международного водно-энергетического Консорциума, целью которого является рациональное и полное использование гидроресурсов региона, обеспечение эффективной совместной эксплуатации водохозяйственных объектов для повышения водообеспеченности государств региона на экономически взаимовыгодной основе. Создание Консорциума позволит уйти от необходимости ежегодного подписания соглашений по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ, разрешения возникающих на этой почве проблемных вопросов. Для этого в первую очередь необходимо ускорить согласование проекта Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи
14 Для согласования данной Концепции была создана Группа высокого уровня, состоящая из руководителей водных и энергетических отраслей стран-членов ЕврАзЭС. Проведено 9 заседаний ГВУ. На последнем заседании без участия узбекской стороны проект данной Концепции одобрен и внесен на рассмотрение органам ЕврАзЭС. - внедрение элементов интегрированного управления водными ресурсами для решения проблем, связанных с управлением международными водными ресурсами, разработкой бассейновых планов и его реализация на национальном и бассейновым уровнях. Спасибо за внимание. О сотрудничестве с Центрально-Азиатскими государствами в области водных отношений в бассейне реки Сырдарьи