Коршунов С.В. МГТУ им. Н.Э. Баумана «Разработка критериев востребованности и перечня моноуровневых образовательных программ по специальностям высшего профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
Advertisements

Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Актуализация ФГОС по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» Чепурин Евгений Михайлович Заместитель Председателя УМО, проректор по УМР ФГБОУ.
Разработка вузами основных образовательных программ.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт (технический университет) ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ БУДУЩЕГО Первый.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Коршунов С.В. МГТУ им. Н.Э. Баумана «Разработка критериев востребованности и перечня моноуровневых образовательных программ по специальностям высшего профессионального образования» 1 марта 2006 г.

Федор Михайлович Достоевский («Дневник писателя»): «… русскому ни за что нельзя обращаться в европейца серьезного, оставаясь сколько- нибудь русским, а коли так, то и Россия стало быть, есть нечто самостоятельное и особенное, совсем на Европу непохожее и само по себе серьезное»

«Состояние постоянного приспособления, постоянной эволюции есть естественное состояние жизнеспособной технической школы, чутко относящейся к запросам жизни …» «Мнение учебного комитета» Императорского технического училища, 1901 г.

Ф1 … Ф2 … Магистерскаяпрограмма Выпуск Направление подготовки ДС Ф1

МАГИСТР БАКАЛАВР (степень) Дипломированный специалист Бакалавр (квалификация) Дипломированный специалист Базовое высшее образование

Статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации»

Цели для создания Зоны европейского высшего образования (Болонская декларация): Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Внедрение системы кредитов по типу ECTS Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования

Цели для создания Зоны европейского высшего образования (Болонская декларация): Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

Структура подготовки бакалавра по специальности и магистра по специальности выпуск Ф Ф Специальность 4 6 Направление подготовки Направление подготовки дипломированных специалистов М(квалиф) Б(квалиф) …

Нецелесообразно вводить в России трехлетний бакалавриат, т.к. Европейская высшая школа базируется на летней общеобразовательной школе. В России существует 11-летнее общее среднее образование. Срок обучения 11+3=14 лет приведет к снижению общего уровня подготовки в России по отношению к Европе. Введение трехлетних программ бакалавра стирает грань между вузами и техникумами, провоцируя преобразование техникумов в вузы, что приведет к снижению качества высшего образования

Саламанка марта 2001 года «при некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра»

О законодательной базе в части установления уровней высшего профессионального образования Уровни высшего профессионального образования: Квалификация (степень) бакалавр (3-4 года в зависимости от направления),Квалификация (степень) бакалавр (3-4 года в зависимости от направления), Квалификация (степень) магистр (2 года) после бакалавриата, квалификация специалист (не менее 5 лет).Квалификация (степень) магистр (2 года) после бакалавриата, квалификация специалист (не менее 5 лет). Они рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования с отдельными вступительными испытаниями, самостоятельной итоговой аттестацией.

Продолжение: 3. Предусматривается подготовка специалистов по непрерывным программам по списку, утверждаемому Правительством РФ. 4. Перечень направлений подготовки бакалавров (магистров) будет устанавливаться Правительством РФ на основе консультаций с представителями работодателей и исходя из социально- экономических потребностей страны в кадрах. 5. Доступ в аспирантуру получают только магистры и специалисты. 5. Доступ в аспирантуру получают только магистры и специалисты. О законодательной базе в части установления уровней высшего профессионального образования

Предлагаемая уровневая структура высшего профессионального образования, в соответствии с проектом закона Направления ВО Общее среднее (полное) образование Бакалавр 3-4 года Магистр 2 года Годы обучения Специалист не менее 5 лет Специальность

Система обобщенных критериев 1. Требования работодателей к квалификации выпускника. 2. Невозможность реализовать на уровне бакалавриата необходимый объем дисциплин, формирующих профессиональные компетенции безопасности, адекватные данной отрасли. 3. Необходимость для данной специальности сочетания глубокой фундаментальной подготовки с широким практическим опытом. 4. Невозможность реализовать на уровне бакалавриата необходимый для данной специальности объём практической подготовки.

Система обобщенных критериев 5. Принадлежность образовательной программы к профессии, предназначенной обеспечивать развитие критических технологий федерального уровня. 6. Необходимость сохранения исторических традиций российского образования, вылившихся в формирование авторитетных научных школ. 7. Специальности, относящиеся к разработке, эксплуатации и испытаниям потенциально опасных объектов. 8. Наукоемкие специальности, предназначенные для профессиональной деятельности, при которой недостаток знаний и опыта может повлечь за собой гибель людей или ущерб здоровью.

Система обобщенных критериев 9. Междисциплинарные специальности, относящиеся к областям, где профессиональная деятельность принципиально невозможна при недостаточно глубоких знаниях и опыте. 10. Специальности, предназначенные для профессиональной деятельности в областях, где недостаточные знания и опыт могут нанести ущерб обороноспособности страны. 11. Специальность относится к числу наукоемких. 12. Необходимость следовать международным соглашениям при подготовке инженерных кадров, проектирующих и эксплуатирующих сложные технические системы.

ГОС ВПО на основе сопряженной модели подготовки бакалавра, специалиста и магистра на основе компетентностного подхода и в кредитно-модульном формате Уровни ВПО Наименование ООП Срок освое- ния Степень / квалификация Объем труд. в кредитах Первый ООП подготовки бакалавра 4 года Бакалавр профилизации (специальности): 240 Второй ООП подготовки специалиста 1 год Специалист специальности: 60 Второй ООП подготовки магистра 2 года Магистр специальности: 120

Web-сайт УМО: Web-сайт УМО:

Н.Я. Данилевский: «Образование не насаждается извне, подобно тому, как меняется форма одежды или административного устройства. Изменения в нем следует развивать изнутри. Ход их будет хотя и медленнее, но зато вернее».