БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Д.К.Сулеев, Б.М.Искаков Казахский национальный технический университет имени К.И.Сатпаева
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Иностранные компании и СП прием на работу лимитируют наличием американского или европейского образования, поэтому многие выпускники отечественных вузов неконкурентоспособны в силу незнания современной техники, технологий, а зачастую из-за другой формы приложения к диплому.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Расширение международного сотрудничества, активизация обмена студентами, развитие международных программ настоятельно требует снятия барьеров на пути мобильности казахстанского студенчества. Другой побудительной причиной проводимых реформ является желание подключиться к Болонскому процессу.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Реформы реализуются в соответствии с Концепцией развития системы образования до 2015 года, одобренной Правительством Республики Казахстан. В стране начался переход на трехступенчатое высшее и послевузовское образование: бакалавриат, магистратуру и докторантуру на соискание степени PhD.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Внедряется система кредит-часов по типу американской или европейской системы зачетных единиц трудоемкости. Намечено 12 летнее школьное образование. Выпускные школьные и вступительные экзамены в вузы, начиная с 2004 года, совмещены в Единое национальное тестирование.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Специальности высшего профессионального образования в новом Классификаторе сохранились только по трем блокам: военное дело и безопасность, здравоохранение и социальное обеспечение (медицина), ветеринария.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Вместо 31 направления подготовки бакалавров и магистров и 142 специальностей подготовки дипломированных специалистов в новом Классификаторе предусмотрены только 32 специальности бакалавриата и, соответственно, магистратуры по техническим наукам и технологии.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Завершающим этапом подготовки кадров является обучение в докторантуре, длительность которого составляет 3-4 года в зависимости от уровня и длительности предшествующего докторантуре образования. Госстандарт третьего поколения «Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК ».
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА В целом, для освоения бакалаврских программ необходимо будет набрать не менее 128 кредитов по трем циклам дисциплин: общеобразовательным, базовым и профилирующим. В каждом цикле дисциплины делятся на обязательные, которые указаны в стандартах и на дисциплины по выбору вуза.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Дисциплины специализации устанавливаются вузами самостоятельно в рамках компоненты по выбору в циклах базовых и проф. дисц-н. Единого стандарта в сфере образования в мире нет. Универ-ты сами определяют приоритеты, направления подготовки спец-ов, стандарты и закрепляют их через процедуры аккредитации.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Завершается подготовка государственных общеобязательных стандартов специальностей бакалавриата и магистратуры, конкурс на разработку которых был объявлен Министерством образования и науки Республики Казахстан.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Дисциплина оценивается, как правило, в 3 кредита. Один кредит равен 1 ак. часу аудиторной работы студента в неделю на протяжении одного семестра. Один ак. час аудиторной работы равен 1 контактному часу (50 минутам) лекций, практических (семинарских), 75 минутам студийных и 2 контактным часам лабораторных занятий.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Начиная с учебного года, все студенты, осваивающие бакалаврские программы, должны будут в конце 2 курса пройти аттестацию на знание 4-5 базовых дисциплин по специальности в виде комплексного тестирования. Тестирование будет проводится независимой от вузов организацией – Национальным центром тестирования.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Госзаказ по специальностям высшего образования в виде образовательных грантов, начиная с этого года, распределяется МОН РК среди вузов на рейтинговой основе. Госзаказ на учебный год составляет 25710, в том числе по техническим специальностям – 9960, что составляет 38,7 % от всего объема.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Увеличение госзаказа по техническим спец-ям связано с принятием Стратегии инновационного индустриального развития Казахстана до 2015 года. Сохраняются вопросы присвоения квалификации бакалаврам техники и технологий, их будущего трудоустройства.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Очень важным для нас является опыт решения этих проблем в России. Мы находимся в тесной политической, экономической и культурной связи с Россией, поэтому нам необходимо координировать с Россией решение вопросов присоединения к Болонскому процессу.