2 марта 2006 г. С.Герасимов Международный семинар « Европейская система качества и аккредитации инженерного образования », Москва, 1-2 марта 2006 г. Развитие аккредитации АИОР: взгляд эксперта Герасимов С.И., д.т.н., профессор Сибирский государственный университет путей сообщения, член Аккредитационного Совета АИОР Тел/факс:
2 марта 2006 г. С.Герасимов Дискуссия об оценке качества инженерного образования Требования к стандартам для аккредитации Недостаточно квалифицированных инженеров ! Изменение требований к инженерам ! Приспособить инженерное образование к новым условиям ! Инженерная подготовка интенсивнее и привлекательнее ! Аккредитация в России
2 марта 2006 г. С.Герасимов Аккредитация в России ГосударственнаяГосударственная (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - Рособрнадзор) Общественно-профессиональнаяОбщественно-профессиональная (Ассоциация инженерного образования России - АИОР)
2 марта 2006 г. С.Герасимов В чем отличие?государственнаяобщественная Учебное заведение (статус, Образовательная программа предмет обязательность Да (аккредитуется > 90 % ВУЗов) Нет (аккредитуется 5-10 % ОП) затраты времени на 1 ОП [чел час] 23 (21чел 4дня 8час)/29 = чел 3,5 8час = 112
2 марта 2006 г. С.Герасимов Аккредитация в России «Общественная аккредитация не должна дублировать государственную…» Е.Н.Геворкян, зам. руководителя Рособрнадзора «Поиск», 47, 2005
2 марта 2006 г. С.Герасимов Государственная аккредитация Ректор Проректор по УРПроректор по НРПроректор … ЕНМ ГСЭОПД Акцент на академические ресурсы СД Факультеты
2 марта 2006 г. С.Герасимов Общественно-профессиональная аккредитация Ректор Проректор по УРПроректор по НРПроректор … ЕНМ ГСЭОПД Акцент на профессиональную подготовку СД Факультеты
2 марта 2006 г. С.Герасимов Взгляд на проект EUR-ACE из России Цель проекта Цель проекта – создание общеевропейской системы аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, с тем, чтобы: 1. сертифицировать выпускников в соответствии с общим стандартом к аккредитации ОП; 2. улучшить качество ОП; 3. облегчить процедуру международного признания степеней; 4. способствовать признанию и мобильности профессионалов; 5. способствовать соглашению о взаимном признании.
2 марта 2006 г. С.Герасимов Взгляд на проект EUR-ACE из России Требования стандартов EUR-ACE к результатам обучения: 1.Знания и понимание 2.Инженерный анализ 3.Инженерное проектирование 4.Научные исследования 5.Инженерная практика 6.Навыки взаимодействия
2 марта 2006 г. С.Герасимов «Неудобные» вопросы стандартов EUR-ACE профессиональная этикаэтические аспекты способность к работе в команде по междисциплинарной тематике как индивидуально, так и в качестве лидера определение и формулирование целей и задач программы методики корректировки этих целей и задач межкультурные компетенции Образовательная программа Инженерное проектирование Инженерная практика Навыки взаимодействия устойчивое развитие экологические аспекты оценивание результатов обучения
2 марта 2006 г. С.Герасимов Эксперты всех стран, объединяйтесь! Prof. J. Simmons Из личного опыта: наблюдатель некоторые результаты ТПУ, МИСиС, Опыт чтения курса лекций «Профессиональная этика», Оценка лабораторного оборудования ТПУ Dr. J. OBRIEN Профессиональный инженер Система аккредитации ОП в Канаде
2 марта 2006 г. С.Герасимов Эксперты всех стран, объединяйтесь! Из личного опыта: наблюдатель некоторые результаты ИрГТУ, МИРЭА, Визит на базовое предприятие, Обновление лабораторного оборудования Prof. S.K.TSO Семинар «Применение этического кодекса профессиональных инженеров Гонконга» ______
2 марта 2006 г. С.Герасимов Эксперты всех стран, объединяйтесь! Dr. G.ENGLEBERT Prof. I.MANOLIU Из личного опыта: наблюдатели некоторые результаты ТПУ, Опыт аккредитации ОП в Европе, Высокая оценка учебных пособий по циклу ЕНМ, Независимость экспертных комиссий
2 марта 2006 г. С.Герасимов Эксперты всех стран, объединяйтесь! Prof. С. BURKLEY Prof. O.YUKSEL Prof. GERASIMOV Из личного опыта: наблюдатели некоторые результаты Bilkent University, Четкая взаимосвязь целей и результатов ОП, существует механизм корректировки, 3-летний опыт работы в команде по междисциплинар- ной тематике, Спецкурс «Science Technology and Society», Ежедневный мониторинг образовательного процесса, Внешний (международный) контроль результатов обучения (GRE)
2 марта 2006 г. С.Герасимов инженерное дело недостаток инженеров подвергает опасности технологическую мощь страны быстро изменяющаяся перспективная профессия подготовка инженерное образование востребовано и дает различные уровни квалификации дефицитом является нетехническая квалификация подходы ориентация к будущей квалификации нуждается и в международной ориентации области деятельности - предметы, методы и структура образования Заключение
2 марта 2006 г. С.Герасимов структура Выводы методы интеграция нетехнической квалификации и технических знаний перспективы систематическое пожизненное образование большое значение соединения технической и персональной квалификации прозрачность, взаимосвязь предметов любые изменения требуют осторожного рассмотрения возможных последствий
2 марта 2006 г. С.Герасимов Читая газеты… … по разработке наукоемких технологий и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить позитивные изменения …
2 марта 2006 г. С.Герасимов Спасибо за внимание