ГРУППА 1 17 декабря 2010 г. Государственно- общественное управление образованием в условиях реализации 83-ФЗ
Изменения в деятельности автономных и бюджетных учреждений в связи с принятием закона 83-ФЗ 8 мая 2010 г. был принят Федеральный закон О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений 83-ФЗ. После того, как он вступит в силу, многие существенные различия между образовательными бюджетными (БУ) и автономными (АУ) учреждениями исчезнут.
Отличия БУ и АУ Закон 83-ФЗ не предусматривает введения в бюджетном учреждении коллегиального органа надзора, контроля и непосредственного участия в управлении по крупным финансовым вопросам и сделкам в условиях конфликта интересов учредителя (в автономном учреждении эту функцию исполняет наблюдательный совет). Кроме того, он не исключает из процедуры принятия решений управляющим советом руководителя учреждения и не дает учредителю в нем существенных преимуществ, предусматривая только одного представителя и только по линии образовательного ведомства. Законодатель, вероятно, посчитал достаточной испытанную форму опосредованного контроля – казначейскую систему. Это, пожалуй, самое существенное отличие между автономным и бюджетным учреждением, которое оставил новый закон.
Проблемы в связи с реализацией 83-ФЗ отмеченные группой
1. Наблюдательный и управляющий советы – проблема сочетания полномочий в уставе Для ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ автономных учреждений обязательными остаются требования Закона РФ «Об образовании» о государственно общественном управлении, тогда Наблюдательный совет не имеет отношения к реализации норм п.2 и п.5 статьи 35, а предусмотрен п. 2.1 ст.35 В отношении образовательных АУ остаётся действующим закон «О государственно- общественном управлении в сфере общего образования ХМАО-Югры» 104-оз Полномочия наблюдательного совета не могут переданы руководителю или управляющему совету.
2. Автономность АУ без автономности Некоторые учредители пытаются вернуть финансирование автономных учреждений в систему казначейства хотя бы в части бюджетного финансирования
3. Трудно реализуемые новые возможности БУ Перед БУ открываются новые возможности в связи с исключением согласно Закону 83-ФЗ из доходов бюджетов соответствующего уровня (муниципального или регионального) доходов бюджетного учреждения от осуществляемой им приносящей доход деятельности и средств, полученных от спонсоров и благотворителей. Формально такие доходы будут оставаться в распоряжении бюджетного учреждения и не смогут быть изъяты полностью или частично учредителем или включены в состав финансирования задания учредителя по основной образовательной деятельности. Сложности использования подобных доходов бюджетным ОУ останутся только в связи с нахождением их в казначейской системе (автономное учреждение может обслуживаться в кредитных учреждениях по собственному выбору). Жесткая регламентация ценнобразования на платные дополнительные услуги, с регионального и муниципального уровня, практически, закрывает возможности для школ организовать деятельность, приносящую доход и делают школы неконкурентоспособными в сравнении с частными образовательными услугами. Работа БУ с финансами в системе казначейства также не стимулирует школы к развитию приносящей доход деятельности
4. Повышение степени ответственности руководителя БУ Руководитель бюджетного учреждения, как и руководитель автономного, будет нести личную имущественную ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности ОУ.
Предложения группы 1 по решению отмеченных проблем
1. Наблюдательный и управляющий советы – проблема сочетания полномочий в уставе Решение: нужны методрекомендации правового управления ХМАО по преодолению правовых коллизий, возникающих при одновременной реализации в уставе АУ наблюдательного и управляющего совета в части разделения их полномочий с руководителем учреждения
2. Автономность АУ под вопросом Учредителю надо осознать, что перевод АУ в казначейскую систему лишит АУ стимулов и возможностей зарабатывать и привлекать средства из внебюджетных источников, что лишает смысла преобразование учреждений в автономные
3. Трудно реализуемые новые возможности БУ Обсуждать ценообразование платных дополнительных услуг надо: С учредителем - через муниципальный совет по образованию С государственной властью региона – через региональный государственно- общественный совет по общему образованию
4. Функции управляющего совета бюджетного ОУ (в условиях реализации 83-ФЗ) Учитывая доказавшую свою эффективность практику вовлечения управляющего совета во взаимоотношения с учредителем, представляется полезным и обоснованным привлекать управляющий совет к согласованию с учредителем решений о совершении учреждением крупной сделки. Предпочтительнее для этого внести дополнения и изменения в устав ОУ по расширению полномочий управляющего совета.
4. Функции управляющего совета бюджетного ОУ (в условиях реализации 83-ФЗ) Будет полезно внести в устав бюджетного ОУ по аналогии с полномочием наблюдательного совета автономного учреждения следующее положение: Управляющий совет бюджетного образовательного учреждения дает заключение по проекту плана финансово- хозяйственной деятельности учреждения, копия которого направляется учредителю. Руководитель бюджетного образовательного учреждения принимает по этому вопросу решение после рассмотрения заключения управляющего совета. В зависимости от компетентности и опыта общественных управляющих за управляющим советом можно будет закрепить в уставе право согласования и даже окончательного утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного ОУ (изъяв эту функцию из полномочий руководителя).
Вывод: принятие Закона ФЗ-83 и изменение правового статуса бюджетных образовательных учреждений не снижают актуальности мероприятий по внедрению и совершенствованию форм государственно-общественного управления в деятельности ОУ в интересах повышения качества российского образования.