Солдатов А.В. Генеральный директор ОАО «Группа «Разгуляй» Привлечение инвестиций: опыт компании «РАЗГУЛЯЙ» Конференция «От проектного финансирования к IPO». Москва 2007
Page 2 Стратегия привлечения инвестиций Стратегия привлечения инвестиций – сочетание собственных накоплений, банковских кредитов, долговых инструментов фондового рынка (облигации, кредитные ноты) и долевых инвестиций (продажа акций). Основная проблема при привлечении инвестиций: Эффективное сочетание инструментов финансирования Выбор правильного времени для использования более сложных инструментов (акций, облигаций, кредитных нот)
Page 3 Банки как источники первоначальных инвестиций Группы «Разгуляй» Начальные источники инвестиций компании «Разгуляй»: собственные накопления, краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты 1990-е – начало 2000-х гг. – акцент на развитие долгосрочных отношений с банками Основные банки-партнеры компании – Внешторгбанк, Газпромбанк, УралСиб Стратегия «Разгуляя» в отношениях с банками: Показать устойчивость компании, перспективность ее стратегии Добиться снижения кредитной ставки, более гибкой залоговой политики банков Пробудить заинтересованность банков к работе с компанией с использованием более сложных финансовых инструментов Задачи казначейств Зернового и Сахарного субхолдингов компании: Постоянный мониторинг условий, предлагаемых банками Развитие отношений с банками
Page 4 Долговые инструменты фондового рынка – следующий этап привлечения инвестиций Следующий этап привлечения инвестиций – использование долговых инструментов фондового рынка г. – облигации на 1 млрд руб., срок 3 года, ставка – 13%, погашены 2004 г. – кредитные ноты на $50 млн, срок 1 год, ставка 11,5%, погашены 2005 г. – облигации на 2 млрд руб., срок 3 года, ставка 11,5%, оферта 1,5 года 2006 г. – облигации на 2 млрд руб., срок 5 лет, ставка 10,25%, оферта 1,5 года 2007 г. – облигации на 3 млрд руб., срок 5 лет, ставка 10,99%, оферта 2 года Банки-партнеры Группы «РАЗГУЛЯЙ» по размещению долговых инструментов: Зенит, Траст, Газпромбанк, Транскредитбанк, Банк Москвы
Page 5 Публичные заимствования: проблемы подготовки и реализации Основные проблемы подготовки и реализации программы публичных заимствований: Обеспечение требуемого уровня публичного раскрытия информации о компании, прежде всего ее основных финансовых показателей, стратегии. Достижение устойчивых благоприятных показателей развития компании, формирующих доверие инвесторов. Убедительное разъяснение эффективности планов по использованию привлекаемых средств. Выбор опытных организаторов размещения. Выбор благоприятного момента для размещения.
Page 6 Проблемы стратегии по привлечению инвестиций в капитал компании Ключевые проблемы стратегии привлечения инвестиций: На каком этапе развития использовать долевые инструменты (продажу акций). Привлечение какого объема инвестиций будет наиболее эффективным. Какой способ привлечения инвестиций использовать: Частное размещение (продажа стратегическому инвестору) Публичное размещение. С 2001 г. Группа «Разгуляй» осуществляла сравнительное изучение преимуществ частного и публичного размещения акций
Page 7 Основные задачи при подготовке компании к IPO Конец 2005 г. – решение о подготовке первичного публичного размещения акций компании (IPO) Основные задачи, решавшиеся Группой «Разгуляй» в процессе подготовки к IPO: Структуризация активов компании. Обоснование инвесторам эффективности бизнес-модели, позитивной динамики развития, хорошей рентабельности и благоприятных рыночных перспектив. Подготовка финансовой и иной отчетности компании. Структурирование системы корпоративного управления. Выбор эффективных организаторов размещения. Выбор правильного времени для проведения размещения.
Page 8 Успешное IPO Группы «Разгуляй» Март 2006 – успешное проведение IPO Группы «Разгуляй» Размещено 28% акций по цене 4,8 $/акцию (верхняя граница ценового коридора). Объем размещения составил $ 144 млн. Спрос превысил предложение в 6 раз. По итогам размещения капитализация компании составила $ 509 млн. Направления использования полученных средств: Существенное укрепление позиций Группы на внутреннем рынке производства риса. Усиление контроля над предприятиями, входящими в Группу «Разгуляй» (увеличение долей Группы в них)
Page 9 Основные факторы успеха Группы «Разгуляй» при IPO Основные факторы успешного проведения IPO Ясная стратегия компании, ориентированная на долгосрочную перспективу, на роль лидера в сахарной отрасли и одного из лидеров зернового рынка. Чрезвычайно эффективная работа организаторов размещения с потенциальными инвесторами. Удачный момент размещения акций: Стабильный повышательный тренд на российском фондовом рынке. Высокая активность инвесторов на российском фондовом рынке. Готовность инвесторов к диверсификации своих вложений.
Page 10 Дальнейшая стратегия Группы по привлечению инвестиций Основные направления стратегии Группы по привлечению инвестиций на будущее: Дальнейшая работа с банками по получению инвестиционных кредитов на благоприятных условиях. Развитие рынка публичных долговых инструментов компании путем исполнения обязательств по ранее выпущенным инструментам и выпуск новых инструментов (облигации, кредитные ноты) на более благоприятных для компании условиях. Поддержание курса акций Группы (улучшение показателей компании, скупка акций). Дополнительная эмиссия акций под дополнительные проекты Группы.
Page 11 Солдатов Александр Владимирович Основные проекты Солдатов Александр Владимирович – генеральный директор ОАО «Группа «Разгуляй» Основные проекты: Создание и развитие системы подготовки отчетности по МСФО Подготовка компании к IPO: юридический аудит (due diligence), взаимодействие с внешними консультантами, андеррайтерами, выстраивание корпоративного управления Внедрение системы управленческого учета на базе 1С, Axapta Построение системы внутреннего контроля и ревизий Оптимизация системы управления производственными предприятиями Выстраивание управленческой финансовой вертикали, обучение и «выращивание» финансовых кадров Формирование системы экономической и информационной безопасности
Page 12 Контакты ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» , Москва 2-я Институтская ул., д.6, стр.64 Тел.: (495) Факс: (495)