Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. Бизнес Саммит Food Business BBCG, 9-10 февраля 2012 г. Высшая школа экономики, Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО», 5 апреля 2012 г. Высшая школа экономики,
Advertisements

А.Н. Шохин Президент РСПП 2011 год Предпринимательский климат в 2010 году Общее собрание членов Общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей.
ПОСТАВЩИКИ И СЕТИ: ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ? ЗАМЕТКИ СУДЕБНОГО ЮРИСТА Ирина Гребнева Управляющий партнер, адвокат Юридическая компания «Гребнева и партнеры»
Санкция жертвы Вадим Новиков. Старший научный сотрудник РАНХиГС Антимонопольный эксперт Инициатор письма ведущих экономис- тов против закона «О торговле»
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
ЗАМЕТКИ СУДЕБНОГО ЮРИСТА ИРИНА ГРЕБНЕВА УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР, АДВОКАТ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ГРЕБНЕВА И ПАРТНЕРЫ» Управление правовыми рисками.
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В : НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЛЯРА ИБРАГИМОВА доцент НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова доцент кафедры экономической социологии.
МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
Стерник Г.М., профессор кафедры «Экономика и управление городским строительством» РЭА им. Г.В.Плеханова, главный аналитик Российской Гильдии риэлторов.
Кемерово, февраль 2013 г. Итоги деятельности Кемеровского УФАС России за 2012 год. Задачи и первые результаты 2013 года УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ.
Стратегия лидера – новые условия на рынке труда Елена Горюнова, Вице-президент по управлению персоналом, Luxoft Круглый Стол «Выполнение ИТ-проектов в.
Технология работы дистрибуторской компании ТОВАРНАЯ МАТРИЦА с поставщиками, сетевым ритейлом и конечными потребителями в СЗФО.
ФАС России Доклад Руководителя ФАС России, Председателя Межгосударственного совета по антимонопольной политике И.Ю. Артемьева на Семинаре по вопросам борьбы.
Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в современных условиях» Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в.
ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ Долженко Руслан Алексеевич Кафедра Стратегического маркетинга Высшая школа экономики, Москва,
Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2012 году 6 сентября 2012 г. Сочи.
Исследовательский проект "Разработка Базы данных демографических показателей по регионам России и странам мира" по конкурсу Программы "Научный.
Ситуация на рынке жилья Санкт-Петербурга в 2009 году. Прогноз на Центр исследований и аналитики Группы Компаний Бюллетень Недвижимости Санкт-Петербург,
Особенности деятельности лизинговых компаний в условиях финансового кризиса Генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва 18 декабря, 2008.
Транксрипт:

Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. Бизнес Саммит Food Business BBCG, 9-10 февраля 2012 г. Высшая школа экономики, Москва,

2 Достиг ли Закон о торговле поставленных целей Закон о торговле принимался в декабре 2009 г. без предварительной оценки регулирующего воздействия Систематическая оценка фактических последствий также не производится Достиг ли Закон поставленных целей? Удалось ли восстановить «баланс рыночных сил»? Улучшились ли договорные условия для поставщиков? Кто выиграл и кто проиграл от введения Закона?

3 Исследования Высшей школы экономики Опрос 512 менеджеров торговых сетей и их поставщиков в ноябре-декабре 2010 г. Пять крупных городов России (Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень) 75% опрошенных – торговля продовольственными товарами, 25% – бытовая техники и электроника Сравнение с периодом до финансового кризиса и принятия 381-ФЗ Опрос 501 менеджера торговых сетей и их поставщиков в ноябре-декабре 2007 г. по аналогичной выборке и методологии

Основные вопросы Изменились ли условия заключения договоров поставки? Смягчились ли договорные требования к поставщикам? Снизилась ли распространенность маркетинговых и бонусных платежей? От чего зависит ужесточение требований к поставщикам?

5 Оценки поставщиков: смягчения не произошло Упрощение и смягчение договорных условий – 3-5% поставщиков Усложнение и ужесточение договорных условий с крупными торговыми сетями – 20-25% поставщиков, с мелкими торговыми сетями – 10-15% поставщиков В Москве почти по всем показателям договорные условия жестче, в регионах несколько мягче Примерно для 75% поставщиков договорные условия существенно не изменились

6 Оценки поставщиков: изменение требований после введения ФЗ о торговле Договорные требования крупных торговых сетей некрупных торговых сетей Смягчились3%3%2%2% Остались без изменений 71%84% Ужесточились26%14%

7 Оценки ритейлеров в целом совпадают Оценки изменений в договорных практиках представителями торговых сетей в целом не расходятся с оценками их поставщиков Требования к крупным поставщиками несколько жестче, чем к мелким поставщикам Для 75-80% ритейлеров договорные условия существенно не изменились

8 Оценки ритейлеров: изменение требований после введения ФЗ о торговле Договорные требования к крупным поставщикам к мелким поставщикам Смягчились1%1%3%3% Остались без изменений 76%82% Ужесточились23%15%

9 Распространенность платежей не снизилась Применение ценовых скидок и штрафов – более 85% случаев (часто – 30-40%) Применение маркетинговых платежей и платежей за объем продаж – 70-80% случаев (часто – 25-30%) В отношениям с некрупными торговыми сетями распространенность, как правило, на 10% ниже В Москве маркетинговые и бонусные платежи распространены больше, а их доля выше, чем в регионах

10 Где чаще происходит ужесточение требований к поставщикам При сохранении маркетинговых платежей В сегментах брендированной продукции Размер компаний почти не имеет значения В Москве по сравнению с другими регионами Различие двух секторов торговли (затронутого и не затронутого Законом о торговле) не оказывает значимого влияния на оценки Ритейлеры и поставщики практически полностью сходятся в оценках

11 Закон не оправдал ни радужных ожиданий, ни мрачных прогнозов Смягчения договорных условий для поставщиков не произошло Каждый четвертый-пятый поставщик ощущает ужесточение договорных условий Маркетинговые и бонусные платежи в значимом объеме в ценовые скидки не переведены Для большинства участников рынка (75-80%) договорные условия существенно не изменились Вопреки ожиданиям, нет различий в оценках между продовольственным и непродовольственным секторами торговли

12 Закон не достиг поставленных целей, но повысил издержки участников рынка Баланс рыночных сил существенно не изменился, участники рынка успешно адаптировались к новым нормативным условиям Административные издержки возросли: – Перезаключение договоров на новых условиях – Усиление проверок со стороны территориальных управлений ФАС (в Москве торговые сети проверяли чаще) – Увеличение числа возбужденных дел – Административные штрафы за несоблюдение условий ФЗ

Проверки продовольственных торговых сетей после принятия Закона о торговле, по оценкам ритейлеров (декабрь 2010 г.) Крупные торговые сети Мелкие и средние торговые сети Стали объектами проверок 33%33%26% Получили замечания по итогам проверок 77%40%

Число дел, возбужденных ФАС в связи с нарушениями антимонопольного и иного законодательства в гг. Рассчитано по данным ФАС России

Число решений, принятых ФАС по нарушениям антимонопольного законодательства и Закона о торговле в гг. Рассчитано по данным ФАС России

Общая сумма оборотных и иных штрафов по нарушениям антимонопольного и иного законодательства в гг. Рассчитано по данным ФАС России

Общие выводы Результаты применения Закона о торговле заметно отличаются от провозглашаемых целей В большинстве случаев ситуация в сфере договорных отношений существенно не изменилась Административные издержки участников рынка явно возросли и будут возрастать далее Дополнительные ограничения лишь усугубят ситуацию Создан прецедент ограничительного отраслевого законодательства Элемент общего тренда повышения регулирующей роли государства 17

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)