ОСНОВЫ ОЦЕНКИ (ЭКСПЕРТИЗЫ) ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Интенсивный учебно-информационный семинар-тренинг Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 3-4 октября 2007 года
Правовое регулирование признания документов об образовании в России ШЕВЧЕНКО Евгений Васильевич Заведующий кафедрой «Управление международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Болонский процесс Признание – один из главных приоритетов Признание – один из главных приоритетов XI 2000 – Португалия, семинар по кредитным системам XI 2000 – Португалия, семинар по кредитным системам III 2001 – Швеция, семинар по транснациональному обучению III 2001 – Швеция, семинар по транснациональному обучению III 2002 – Нидерланды, семинара по качеству III 2002 – Нидерланды, семинара по качеству IV 2002 – Португалия, семинар по признанию IV 2002 – Португалия, семинар по признанию X 2002 – Швейцария, семинар по кредитным системам X 2002 – Швейцария, семинар по кредитным системам III 2003 – Дания, семинар по структурам III 2003 – Дания, семинар по структурам IV 2003 – Италия, семинар по совместным учебным планам IV 2003 – Италия, семинар по совместным учебным планам VI 2003 – Чехия, семинар по признанию VI 2003 – Чехия, семинар по признанию XII 2004 – Латвия, семинар по признанию XII 2004 – Латвия, семинар по признанию
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Семинар в Риге Улучшение системы признания степеней и учебных кредитов: Болонский семинар, Латвийский университет, Рига, Латвия, 3-4 декабря 2004 года. Заключительный отчет и рекомендации конференции Улучшение системы признания степеней и учебных кредитов: Болонский семинар, Латвийский университет, Рига, Латвия, 3-4 декабря 2004 года. Заключительный отчет и рекомендации конференции
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Выводы главного докладчика Ратификация Лиссабонской конвенции о признании не достаточна, если принципы конвенции не были включены в национальное законодательство и институциональную практику Ратификация Лиссабонской конвенции о признании не достаточна, если принципы конвенции не были включены в национальное законодательство и институциональную практику Одна из самых больших проблем – повышение понимания институтами и знание ими своих обязанностей согласно конвенции Одна из самых больших проблем – повышение понимания институтами и знание ими своих обязанностей согласно конвенции Узкие места существуют между надлежащим признанием обучения в течение всей жизни и несгибаемыми национальными системами образования Узкие места существуют между надлежащим признанием обучения в течение всей жизни и несгибаемыми национальными системами образования Необходимо улучшение признания «на земле»; достаточные правовые и практические инструменты признания уже существуют – проблема в обеспечении их использования Необходимо улучшение признания «на земле»; достаточные правовые и практические инструменты признания уже существуют – проблема в обеспечении их использования Все, кто имеет дело с признанием, должны принять «прощающее» отношение в признании, отражающее движение от поиска абсолютной эквивалентности к «справедливому признанию». Все, кто имеет дело с признанием, должны принять «прощающее» отношение в признании, отражающее движение от поиска абсолютной эквивалентности к «справедливому признанию».
Е.В. Шевченко, СПбГПУ «Внешний» взгляд на признание – группа заинтересованных лиц Нельзя забывать о «периодах обучения» Нельзя забывать о «периодах обучения» Все испытывают болезненный переходный период, поскольку болонские реформы совпадают с национальными реформами Все испытывают болезненный переходный период, поскольку болонские реформы совпадают с национальными реформами Надо избежать «зарегулирования» Надо избежать «зарегулирования» Институциональная автономия очень важна, что, кроме того, подразумевается многими новыми Болонскими событиями. В терминах признания мы не должны забыть, что большинство решений о признании принимается институтами. Кроме того, во многих государствах складываются новые отношения между компетентными властями и вузами, становящимися все более автономными. Построение новых отношений – чувствительная и трудная область, которая еще не достаточно исследована. Институциональная автономия очень важна, что, кроме того, подразумевается многими новыми Болонскими событиями. В терминах признания мы не должны забыть, что большинство решений о признании принимается институтами. Кроме того, во многих государствах складываются новые отношения между компетентными властями и вузами, становящимися все более автономными. Построение новых отношений – чувствительная и трудная область, которая еще не достаточно исследована. «Информационная перегрузка» клиентов «Информационная перегрузка» клиентов Оценка болонских реформ «неболонскими» странами Оценка болонских реформ «неболонскими» странами
Е.В. Шевченко, СПбГПУ 1. Содействие выполнению Лиссабонской конвенции на национальном уровне Выполнение Лиссабонской конвенции о признании слишком часто ограничено «от сих до сих», что делает ее обособленной и чужеродной Выполнение Лиссабонской конвенции о признании слишком часто ограничено «от сих до сих», что делает ее обособленной и чужеродной
Е.В. Шевченко, СПбГПУ На уровне высших учебных заведений рекомендуется чтобы: 10. при принятии решения о признании на институциональном уровне вузы больше полагались на опыт и знания ENICs и NARICs по поддержке и информации о признании; 10. при принятии решения о признании на институциональном уровне вузы больше полагались на опыт и знания ENICs и NARICs по поддержке и информации о признании; 11. вузы предприняли шаги по развитию институциональной политики и практики признания, а также по распространению информации о правовых рамках и лучшей практики признания факультетских и индивидуальных программ обучения; 11. вузы предприняли шаги по развитию институциональной политики и практики признания, а также по распространению информации о правовых рамках и лучшей практики признания факультетских и индивидуальных программ обучения; 12. руководство вузов совместно с EUA, EURASHE, ENICs и NARICs развивали скоординированную стратегию для того, чтобы играть эффективную роль в осуществлении принципов справедливого признания, воплощенных в Лиссабонской конвенции о признании и отраженных в Болонском процессе. 12. руководство вузов совместно с EUA, EURASHE, ENICs и NARICs развивали скоординированную стратегию для того, чтобы играть эффективную роль в осуществлении принципов справедливого признания, воплощенных в Лиссабонской конвенции о признании и отраженных в Болонском процессе.
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Национальные акты Законы об образовании Законы об образовании Приказы Министерства Приказы Министерства Инструкции по заполнению ДО Инструкции по заполнению ДО Информационные письма Рособрнадзора Информационные письма Рособрнадзора
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Организация признания в России Ст. 23 Федерального закона 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Ст. 23 Федерального закона 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Приказ МО РФ от Приказ МО РФ от
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Правовые основы Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования… 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.… Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Правовые основы Статья 23. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях Статья 23. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях… 5. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдачи свидетельств об установлении эквивалентности документов определяется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях подтверждаются свидетельствами, выдаваемыми федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. 5. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдачи свидетельств об установлении эквивалентности документов определяется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях подтверждаются свидетельствами, выдаваемыми федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.… Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Правовые основы Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Институциональные акты Приказы Приказы Указания Указания Инструкции Инструкции Ответственное подразделение Ответственное подразделение Ответственность факультетов и кафедр Ответственность факультетов и кафедр Ответственные лица Ответственные лица
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Инструменты, облегчающие признание Понятный учет трудоемкости Понятный учет трудоемкости Цикловая система образования Цикловая система образования Транскрипты Транскрипты Соглашение об обучении Соглашение об обучении Общеевропейское приложение к диплому Общеевропейское приложение к диплому
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Институциональные вопросы признания Приведение документации к требованиям ГОС Приведение документации к требованиям ГОС Информирование учащихся и преподавателей Информирование учащихся и преподавателей Выдача общеевропейского приложения, транскриптов, соглашений об обучении Выдача общеевропейского приложения, транскриптов, соглашений об обучении Подготовка специалиста по вопросам признания Подготовка специалиста по вопросам признания Положение о перезачете дисциплин Положение о перезачете дисциплин Положение о выставлении оценок Положение о выставлении оценок
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Институциональные вопросы признания Прозрачность процедур Прозрачность процедур Существенные расхождения Существенные расхождения Курсовые работы и проекты Курсовые работы и проекты Возможность дальнейшего обучения по программе Возможность дальнейшего обучения по программе Дополнительные разделы Дополнительные разделы
Спасибо за внимание! Евг. Шевченко
Е.В. Шевченко, СПбГПУ Контактные адреса Шевченко Евгений Васильевич Телефон: (812) Телефон: (812) Факс: (812) Факс: (812) Эл. почта: Эл. почта: