Учебно-методический комплект «ИСТОРИЯ РОССИИ 1945-2008 гг.» (Особенности содержания и методического обеспечения)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно-методический комплект «ИСТОРИЯ РОССИИ гг.» (Концептуальные основы курса. Авторский коллектив.)
Advertisements

Учебно-методический комплект «ИСТОРИЯ РОССИИ гг.»
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Методические особенности новых УМК по истории и обществознанию: «ИСТОРИЯ РОССИИ гг.» «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»
Основные подходы к разработке единой концепции исторического образования в Российской Федерации.
Учебно-методический комплект «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ» (Авторский коллектив. Концепция курса. Новизна содержания.) Учебно-методический.
Фундаментальное «ядро» содержания образования Фундаментальное «ядро» содержания образования Инструментальное сопровождение содержания образования Инструментальное.
Концепция и программа Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Задачник Дидактические материалы Книга для учителя Контрольно - диагностические материалы Электронное.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Инновационный учебно- методический комплекс автора В.И. Сивоглазова «Биология. Навигатор»
Учебно-методический комплект «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»
Образовательная система «Гармония» Научный руководитель - Истомина Наталия Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Сайт информационно- методической поддержки УМК «История России гг.» и УМК «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке»
Реализация профильного обучения в старших классах. Развитие личности обучающихся как граждан своей малой родины, граждан страны, граждан мира, ответственных.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Транксрипт:

Учебно-методический комплект «ИСТОРИЯ РОССИИ гг.» (Особенности содержания и методического обеспечения)

Круг обсуждаемых вопросов Компоненты современной образовательной среды. Состав УМК Концепция курса «История России гг.» Авторский коллектив Особенности структуры и содержания компонентов УМК поддержка на сайте: Перспективы развития линии

Концепция курса Учебная программа Учебник Методическое пособие Книга для учителя Комплект карт Электронное приложение Концепция курса Учебная программа Учебник Методическое пособие Книга для учителя Комплект карт Электронное приложение Основные компоненты УМК Основные компоненты УМК Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Художественная и научно-популярная литература Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы Художественная и научно-популярная литература Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы Дополнительные информационные ресурсы Дополнительные информационные ресурсы Словари Справочники Книги для чтения Пособия для подготовки к итоговой аттестации Учебно-наглядные пособия Курсы по выбору Программы и материалы курсов повышения квалификации учителей Интернет-поддержка Компоненты современной образовательной среды

Состав УМК «История России гг.» Концепция курса Учебная программа Учебник «История России гг.» 11 кл. Базовый уровень Методическое пособие Книга для учителя Комплект карт Электронное приложение Информационная поддержка на сайте

Концепция курса «История России гг.» Цель курса Особенности концепции учебника Факторы и причины разработки новой концепции и УМК

Факторы и причины разработки новой концепции и УМК Россия на «историческом перекрестке». Национальные интересы России в начале ХХI века Судьба нашей Родины - России в руках ее граждан Гуманизация содержания общего образования Социальный заказ на разработку новых подходов к изучению отечественной истории

Цель курса: Помочь старшеклассникам в контексте всемирной истории осознать ключевые события отечественной истории второй половины XX-начала XXI в., место и роль России в современном мире, новый стратегический курс руководства страны и на этой основе способствовать становлению гражданской позиции российской молодежи.

Особенности концепции учебника Методологически целостная картина исторического развития страны во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Цивилизационный и социально-антропологические подходы к анализу российской истории Новые научно-исторические походы к интерпретации событий новейшей отечественной истории Более полное освещение периода 1990 – начала 2000-х гг. Акценты на реальных проблемах, с которыми сталкивалось Российское государство и общество, на способах решения этих проблем Разносторонняя информация о культуре и повседневной жизни российского общества во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Учебник как педагогическое средство для воспитания гражданина и патриота Сопряженность с тенденциями разработки государственного образовательного стандарта второго поколения

Авторский коллектив Александр Вячеславович Филиппов – кандидат исторических наук, историк, политолог Анатолий Иванович Уткин – доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего кафедры истории Московского гуманитарного университета

Сергей Викторович Алексеев – доктор исторических наук, профессор заместитель заведующего кафедры истории Московского гуманитарного университета Дмитрий Михайлович Володихин - кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения и историографии исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Павел Викторович Данилин – историк, политолог, литературовед, юрист; член Правления Фонда "Институт Развития", шеф- редактор портала Kremlin.org Глеб Анатольевич Елисеев - кандидат исторических наук, доцент, редактор журнала «Русское Средневековье»

Ирина Станиславовна Семененко - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИММО) РАН, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД РФ Андрей Юрьевич Шадрин - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ХХ- ХХI веков исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Учебник издан под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова Александр Анатольевич Данилов - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой истории Московского педагогического государственного университета, заместитель председателя научно- методического совета по истории Минобрнауки России

Образовательная программа курса и ее особенности Евгений Евгеньевич Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально- политических дисциплин и права АПКиППРО Ольга Юрьевна Стрелова - доктор педагогических наук, профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета

Задачи Программы Актуализировать концепцию нового учебного курса Избежать открытых и безальтернативных оценочных высказываний в формулировках учебных тем Максимально использовать педагогический потенциал документов, иллюстраций, вопросов и заданий; упорядочить разнообразные формы занятий Предложить темы и формы интерактивных занятий с целью развития социально-коммуникативных компетентностей и самоопределения личности старшеклассников

Структурные компоненты содержания Программы Пояснительная записка Тематические блоки: - ключевые вопросы - основные вопросы и проблемы - темы и формы интерактивных занятий Список литературы

Учебник «История России: 1945 – 2008 гг.» для 11 класса (базовый уровень) Оглавление Предисловие Введение. Великая Победа и послевоенный мир Глава 1. СССР после Второй мировой войны ( ) Глава 2. Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» ( ) Глава 3. Брежневская эпоха. СССР в гг. Глава 4. Перестройка ( ) Глава 5. Рождение новой России ( ) Глава 6. Новый курс России Словарь терминов Важнейшие даты по истории России гг. Список рекомендуемой литературы

Методические особенности представления материала в учебнике Направленность учебного материала на объяснение национально-государственных интересов России и приоритетов стратегического курса современного российского государства Реализация принципа деятельностного подхода Разноплановость источников исторических знаний: авторские тексты, документы, картографический и статистический материал, плакаты, рисунки и пр. Избыточность вопросов и заданий для индивидуализации и дифференциации обучения Ориентация на различные педагогические технологии, вариативность обучения

Пример оформительского решения учебника

Примеры заданий Соберите и оформите в виде реферата информацию Напишите учебно-исследовательскую работу Представьте информацию в виде диаграммы, графика Составьте терминологический словарь Сформулируйте проблему и пути её решения Напишите авторский текст Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей, видеофрагментов Сделайте презентацию на тему Составьте сравнительную таблицу Составьте схему, структуру Конкурс на более точное и оригинальное определение понятия и др.

Примеры заданий по теме «Культура, наука и духовная жизнь» Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующие эпоху Опишите «магнитофонную революцию» как уникальное явление в СССР Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодёжи в гг. и современные области интересов Составьте список запрещенных произведений искусств гг. Проанализируйте причины запрета. Найдите общее

На страницах учебника...

Книга для учителя Оглавление: Предисловие Глава 1. СССР после Второй мировой войны Глава 2. Реформы Н.С. Хрущева ( ) Глава 3. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Глава 4. Перестройка ( ) Глава 5. Россия после перестройки Глава 6. Суверенная демократия Заключение Список литературы

Особенности картографического материала Состав и тематика Особенности содержания и дополнительные возможности для построения комплексной системы заданий

Состав и тематика Тематические карты: СССР после Второй мировой войны Экономическое развитие СССР 1953 – 1991 гг. СССР и мировое сообщество во второй половине ХХ в. Распад СССР и создание содружества независимых государств Экономическое развитие РФ на рубеже ХХ – ХХI вв. Государственное устройство РФ Внешнеэкономические отношения РФ в начале ХХI в. Россия на современной политической карте мира Контурные карты: Мир во второй половине XX в.Мир во второй половине XX в. Мир в начале XXI в.Мир в начале XXI в. СССР во второй половине XX в.СССР во второй половине XX в. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.

Особенности содержания и дополнительные возможности для построения комплексной системы заданий Способствует формированию у учащихся более полного представления о проблемах социально-экономического развития СССР и РФ Отражает роль России в международных отношениях во второй половине XX и начале XXI вв. Иллюстрирует изменения в политической системе страны Содержит справочные материалы по социально- экономическому, политическому и культурному развитию СССР и РФ Позволяет одновременно работать с двумя и более картами для сопоставления и анализа исторических закономерностей в динамике

Электронное приложение к учебнику Состоит из 6 глав, охватывающих все содержание учебника Включает 1700 мультимедиа ресурсов различных типов: интерактивные таблицы, схемы, диаграммы картографический материал биографические, справочные материалы проверочные тестовые задания Позволяет: углубленно изучать предмет; самостоятельно оценивать уровень знаний по предмету; готовить доклады, рефераты и презентации и пр. повышать уровень мотивации учащихся; обучать по индивидуальной образовательной траектории; проводить мониторинг и контроль знаний учащихся.

Методическая система представления учебного материала в УМК Параграф 11. СССР в системе международных отношений в середине 60-х начале 80-х гг. Стратегический паритет. В учебнике: рубрики вопросов; иллюстрации (7), воспоминания; текстовые карты; документы; прочие материалы В книге для учителя: дополнительные тексты; рубрика «Воспоминание»; документы эпохи. В программе: ключевые вопросы; основные вопросы и проблемы; темы и формы интерактивных занятий. В методическом пособии: цель и планируемые результаты урока; работа с картой; задания к иллюстрациям; работа с документами; комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса; прочие материалы. В комплекте карт: карта 3 – «СССР и мировое сообщество во второй половине XX века»; задания к карте 3; справочные материалы; контурные карты; прочие материалы. В электронном приложении: иллюстрации; дополнительные тексты; прочие материалы.

Вариативность форм построения уроков Вводное занятие «Великая Победа и послевоенный мир» Интегрированный урок с курсом новейшей истории зарубежных стран Лабораторное занятие по учебнику Лабораторное занятие с документами: материалы Ялтинской и Потсдамской конференций, речь У. Черчилля в Фултоне, интервью И.В. Сталина в газете «Правда» относительно речи У.Черчилля Cеминар-дискуссия «Виновники Холодной войны»

Воспитательный потенциал учебника Оказывает существенное влияние на формирование позитивной гражданской позиции молодого человека. В этом заключен основной педагогический смысл формирующейся современной концепции исторического образования. Соответствует возрастным особенностям старшеклассников. В этот период начинается активное формирование мировоззренческих позиций, ценностных установок и «жизненных сценариев». Способствует уравниванию двух педагогических позиций: знание истории и воспитание историей. Формирует учебные компетенции: - ценностно-смысловую, - информационную, - социально-коммуникативную, - общекультурную.

Информационная поддержка на сайте: Новые учебные и методические пособия Дополнительная информационно-методическая поддержка учебных курсов Программы дополнительного (в том числе интерактивного) профессионального образования Форумы для обсуждения актуальных вопросов исторического и обществоведческого образования в школе Отзывы учителей об УМК Уроки учителей, участвующих в апробации УМК

Готовится к изданию Старшая школа - УМК «История России гг.» Основная школа - Серия «Академический школьный учебник». Линия УМК по истории «Сферы»