Совещание - консультация
2 Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель.
3 Правила установления контактов с семьей. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
4 Общение с родителями индивидуальное коллективное По инициативе учителя По инициативе родителей
5
6 1)цель; 2) содержание беседы; 3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
7 1. Постановка психологической цели; 2. Организация начала диалога; 3. Организация согласия на контакт; 4. Создание обстановки диалога; 5. Начало диалога – положительная информация; Подготовка к диалогу
8 Факты без оценочных суждений, начинающихся на НЕ; Не продолжать положительную информацию негативом с союзом НО; Переход к отрицательным фактам в форме обращения за советом; Акцент не на отрицательные факты, а на пути преодоления их последствий; Нельзя противопоставлять себя родителям; Частое обращение к родителям по имени-отчеству; Главное в диалоге: высказывание родителя – внимательное слушание учителя; Участие в диалоге учителя. Ведение диалога
9 Завершение диалога Подвести итог на основе слушания – «резюмирования»; Обязательна церемония прощания; Обязательно обращение по имени-отчеству со словами благодарности за беседу (с доброжелательной улыбкой).
10
11 1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.) Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите? Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время. Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
12 1. Выслушайте родителя. 2. Следите за своей позой 3. Выражайте сочувствие, понимание переживаний родителей 4. Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами 5. Необходимо ответить на все вопросы родителя 6. Закончить беседу следует также по инициативе учителя Ведение диалога
13
14 Начало разговора Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи; Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь; Никогда не начинайте с извинений; Важно начать разговор в тишине; Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов; Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.
15 Изложение информации Нельзя сидеть или стоять за столом; Соотнесите голос с размерами помещения; Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке: – повторение последних слов, – модулирование акцентов при помощи голоса; Следите за паузами: они должны быть! Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые; движения рук при жестикуляции – от себя; Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги! Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.
16 Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.