Профессор, д.э.н. А.П.Петров А.П.Петров Лесной саммит Лисино 24 июня 2008
Лесной кодекс формирует новые рынки труда в лесном секторе Новый Лесной кодекс Управление лесами и ведение лесного хозяйства Государственное управление лесами Лесничества, лесопарки Государственные служащие Хозяйственное управление лесами Частный бизнес на условиях аренды Государствен- ный бизнес Контракторы (подрядчики) Руководители и специалисты, управляющие производством. Рабочие высшей квалификации Слайд 1
Лесное образование обязано принять новые вызовы рынка труда в лесном секторе Рынок труда в лесном секторе БакалаврСпециалистМагистрСпециалисты Высококва- лифициро- ванные рабочие Рабочие Высшее профессиональное образование Среднее профессиональное образование Начальное професси- ональное образование Слайд 2
Система двухуровневого лесного образования Слайд 3 Бакалавр Магистр Рабочий высокой квалификации Специалист Учреждение высшего профессионального образования Учреждение среднего профессионального образования Базовое среднее образование Специалист
Специальности (специализации), планируемые к открытию в среднем профессиональном образовании Название специальностей (специализаций) Специальности, профессии Сегмент рынка труда Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования по отраслям Технолог среднего звена Мастер леса Рабочий Частный и государственный бизнес МенеджментМенеджер среднего звена, мастер леса Малый и средний бизнес Государственное и муниципальное управление Специалист среднего звена Органы государственной власти ЗемлеустройствоСпециалист среднего звена Органы государственной власти Экологический туризмСпециалист среднего звена Органы государственной власти и бизнес Слайд 4
От мониторинга лесного сегмента рынка труда к структуре лесного образования 1.Мониторинг потребностей в кадрах через моделирование штатной численности предприятий и организаций в лесном секторе. 2.Установление квалификационных характеристик по объему требуемых знаний и навыков. 3.Формирование структуры спроса на образовательные услуги (по уровням образования). 4.Установление государственного заказа на подготовку специалистов. 5.Распределение государственного заказа по образовательным учреждениям через конкурс бизнес- планов и нормативы подушевого финансирования. Слайд 5
Определение потребности в специалистах со средним профессиональным образованием для государственного управления лесами 1. Методика планирования потребностей. 2. Нормативы трудоемкости к площади земель лесного фонда Где N – потребность в специалистах, t 0 – условно-постоянные расходы рабочего времени, 1…m – перечень выполняемых лесохозяйственных мероприятий, t i - трудоемкость исполнения государственных функций в расчете на 100 га площади, на которой проводится i-ое мероприятие, Q i - площадь, на которой проводится i-ое мероприятие, α - удельный вес трудозатрат при исполнении функций государственного управления, где необходима квалификация специалистов со средним профессиональным образованием. Слайд 6
Определение потребности в специалистах со средним профессиональным образованием для хозяйственного управления лесами 1. Методика планирования потребностей. 2. Нормативы трудоемкости к объемам лесохозяйственных и лесозаготовительных работ. где М – потребность в специалистах, 1… n – перечень выполняемых лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, t - трудоемкость выполнения единицы j-ой работы, V объем выполняемой j–ой работы, К – норматив трудоемкости хозяйственного управления для j-ой работы, удельный вес трудозатрат при исполнении функций хозяйственного управления для j-ой работы, где необходима квалификация специалистов со средним профессиональным образованием Слайд 7