Взаимоотношения с детьми как основное содержание педагогической деятельности. Подготовила: Ефлютина И. А.
«Учитель по определению – человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная годами. Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная годами.
Педагогическая деятельность – это деятельность совместная. В педагогическом процессе присутствуют две активные стороны: В педагогическом процессе присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель – ученик, студент. учитель, преподаватель – ученик, студент. Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. Педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, «ансамблевой». Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов, но их взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели – развитие, обучение и воспитание личности учащегося. Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. Педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, «ансамблевой». Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов, но их взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели – развитие, обучение и воспитание личности учащегося.
Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя. Взаимодействие учителя с учащимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Взаимодействие учителя с учащимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Стили педагогического руководства: Стили педагогического руководства: автократический автократический демократический демократический игнорирующий. игнорирующий.
Автократический стиль : Автократический стиль : Единоличное управление коллективом без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, проявлять инициативу. Учитель предлагает требования учащимся и осуществляет строгий контроль за их выполнением. Учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, но решение принимает учитель. Единоличное управление коллективом без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, проявлять инициативу. Учитель предлагает требования учащимся и осуществляет строгий контроль за их выполнением. Учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, но решение принимает учитель.
Демократический стиль: Демократический стиль: Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В деятельности коллектива старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость, вникает в личные дела детей. Ученики обсуждают проблемы и делают свой выбор, но окончательное решение формулирует учитель. Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В деятельности коллектива старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость, вникает в личные дела детей. Ученики обсуждают проблемы и делают свой выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Игнорирующий стиль: Игнорирующий стиль: учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то как воспринимает учитель своих учеников, как часты конфликты с учащимися. Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то как воспринимает учитель своих учеников, как часты конфликты с учащимися. Складывающиеся взаимоотношения учителя с учащимися зависят так же от того, насколько педагог учитывает возрастные особенности школьников. В частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителем. Складывающиеся взаимоотношения учителя с учащимися зависят так же от того, насколько педагог учитывает возрастные особенности школьников. В частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителем.
Учителю ежедневно приходится включатся во взаимоотношения с учениками по разным поводам: Учителю ежедневно приходится включатся во взаимоотношения с учениками по разным поводам: Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеурочной деятельности; Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеурочной деятельности; Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроке, вне школы; Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроке, вне школы; Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей в сфере общения. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей в сфере общения.
Объективные условия конфликтов: Объективные условия конфликтов: утомление учащихся; утомление учащихся; конфликты на предыдущем уроке; конфликты на предыдущем уроке; ответственная контрольная работа; ответственная контрольная работа; ссора на перемене; ссора на перемене; настроение учителя, его умение или неумение организовать работу на уроке; настроение учителя, его умение или неумение организовать работу на уроке;
Возрастное своеобразие протекания конфликтов. Возрастное своеобразие протекания конфликтов. В начальных классах они проявляются как недовольство ученика учителем. В начальных классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может принимать форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с точкой зрения учителя. В старших классах конфликт может принимать форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с точкой зрения учителя.
При правильном разрешении учителем конфликтной ситуации дети считают это естественным, тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение, они обсудят это со сверстниками, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек. При правильном разрешении учителем конфликтной ситуации дети считают это естественным, тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение, они обсудят это со сверстниками, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек.
Педагогическое общение должно быть личностно- развивающим, эмоционально-комфортным. Педагогическое общение должно быть личностно- развивающим, эмоционально-комфортным. Задачи педагогического общения: Задачи педагогического общения: 1. Взаимообмен информацией между учителем и учеником; 1. Взаимообмен информацией между учителем и учеником; 2. Взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами 2. Взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению; партнера по общению; 3. Взаимодействие и организация совместной деятельности; 3. Взаимодействие и организация совместной деятельности; 4. Взаимная удовлетворенность участников общения. 4. Взаимная удовлетворенность участников общения.
«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники» Н. К. Рерих «Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники» Н. К. Рерих Единство воспитателя и воспитанника - необходимое условие педагогического сотрудничества, которое строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками. Единство воспитателя и воспитанника - необходимое условие педагогического сотрудничества, которое строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.