РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ АВИАПЕРЕВОЗОК СТРАН СНГ Ирина Гребнева, адвокат, Управляющий партнер ЗАО «Юридическая компания «Лэнд», город Новосибирск
ТЕНДЕНЦИИ Открытость и взаимозависимость национальных экономик; Развитие информационных технологий; Международный характер конкуренции на рынке авиаперевозок.
ЦЕЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АВИАПЕРЕВОЗОК Обеспечение безопасности полетов; Обеспечение выгодного воздушного сообщения; Увеличение объема авиаперевозок для максимального удовлетворения потребностей граждан – стран СНГ; Повышение конкурентоспособности участников рынка авиаперевозок стран СНГ на мировом рынке авиатранспортных услуг.
Гарантии достижения целей Единство технической базы и технологий; Схожесть финансово-экономического состояния авиационных предприятий и задач в государствах СНГ; Рост реальных доходов населения; Высокий уровень унификации нормативно- правовой базы; Общие границы и воздушные коридоры из Европы и Северной Америки в Азию; Общность народов, культуры и языков.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 года (ныне действует в редакции 2000 года). Создание Межгосударственного совета по антимонопольной политике государств – участников СНГ (МСАП), членами которого являются представители 11 государств – участников СНГ.
Правовая основа Доклад о состоянии конкуренции на рынке авиаперевозок стран СНГ (18 июня 2010 года); Разработка проекта модельного соглашения между государствами – участниками СНГ для обеспечения конкуренции на рынке авиаперевозок.
Государственная политика в области конкуренции на рынке авиаперевозок Меры экономической политики (квотирование, лицензирование, проведение процедур назначения национального перевозчика); Согласованная антимонопольная политика, характеризующаяся принятием мер по открытию рынков и внедрению условий конкурентами в сочетании с мерами по обеспечению безопасности полетов, экологичности, защиты прав пассажиров. Использование международного опыта, прежде всего ЕС и Северной Америки
Конкуренция на рынке авиаперевозок Между авиакомпаниями; Между авиа- и автомобильными и железнодорожными перевозчиками на отдельных маршрутах;
Межправительственные соглашения о воздушном сообщении государств СНГ – основа для развития конкуренции на рынке авиаперевозок Назначение перевозчика на международные маршруты; Зачастую имеют антиконкурентный характер; Обязанность назначенных перевозчиков согласовывать тарифы (сговор по поддержанию цен); Необходимость утверждения у властей тарифов, объемов перевозок, графиков рейсов и пр. (необоснованное государственное регулирование).
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ Граница рынка – пункт отправления/пункт назначения; Количество авиакомпаний, работающих на маршруте; Барьеры входа на рынок: меры экономической политики, возможность влияния монополистов – аэропортов на авиаперевозчиков; Соотношение тарифа на авиаперевозку с расстоянием по маршрута.
Доступ к услугам топливозаправочных комплексов и аэропортов Большинство нарушений связано с дискриминацией авиакомпаний при доступе на рынке авиаперевозок именно со стороны монополистов – аэропортов и ТЗК; Вмешательство органов исполнительной и установление административных барьеров для обеспечения преимущественного положения региональных авиакомпаний, якобы с целью увеличения налоговых платежей. Оправдание ограничений дефицитом аэропортовых мощностей. Наличие в аэропорту базового перевозчика либо совмещение деятельности аэропорта и авиаперевозчика часто приводит к установлению препятствий для деятельности «сторонних авиакомпаний»;
РЫНОК БРОНИРОВАНИЯ И ПРОДАЖИ АВИАБИЛЕТОВ Являются отдельными рынками, хотя де факто не могут существовать самостоятельно без рынка авиаперевозок; В СНГ используются только четыре системы автоматического бронирования через системы Амадеус, Галилео, Волдспен и Сейбр. Большинство авиакомпаний развили систему бронирования и продажи авиабилетов через свои сайты, что сделало этот рынок более конкурентным.
ВЫВОДЫ Без выработки единой политики в области авиаперевозок нет возможности нормальной конкурентной деятельности авиаперевозчиков на международном рынке, выходящем за пределы СНГ. Ведется работа по унифицированию нормативно- правовых актов в сфере авиаперевозок, однако пока имеют место многочисленные антиконкурентные нормы в национальном законодательстве каждой из участников СНГ. Устранение проблемы возможно только при сближении антимонопольных законодательств, регулирующих деятельность участников рынка авиаперевозок.