1 Презентация для инвесторов Апрель 2008
2 В английской версии эта страница содержит Ограничения Ответственности За Раскрытие Информации
3 ФСК – естественная монополия в секторе передачи электроэнергии России, владеет и управляет ЕНЭС (220кВ и выше) Выручка формируется за счет платы за передачу электроэнергии и технологическое присоединение к сетям В настоящее время отвечает за консолидацию сетевого комплекса ЕНЭС и управление пакетами РАО ЕЭС в распределительных компаниях По итогам реорганизации и в результате проводимых допэмиссий доля государства сохранится на уровне 75%+ После 1 июля 2008 г. акции ФСК начнут торговаться на российских биржах Для иностранных инвесторов предусмотрена программа депозитарных расписок с 1 июля 2008 г. Карта ЕНЭС Основные факты ФСК – профиль компании Основные финансовые показатели * 2007 Выручка, US$ млн. 2,403 EBITDA, US$ млн. 908 Маржа EBITDA 38% Чистый долг на конец года, US$ млн. 640 Основные производственные показатели Общая протяженность сетей120 тыс. км. Объем передачи электроэнергии0.5 трлн. кВтч Количество подстанций796 Установленная трансформаторная мощность310 ГВА Регионы покрытия ФСК *Примечания: 1) отчетность по РСБУ 2) курс доллара - средний за 2007 г. - RUR / 1 USD 3) отчетность за 2007 г. по МСФО будет подготовлена к июлю 2008 г. Карта ЕНЭС
4 МРСК-холдинг – профиль компании Региональные сетевые компании (РСК) объединяются в 11 МРСК, формирование которых завершается в мае 2008 г. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) владеют и управляют распределительными сетями (110 кВ и ниже) Выручка МРСК: –плата за передачу электроэнергии от сбытовых компаний и конечных потребителей –плата за присоединение от конечных потребителей Пакеты РАО ЕЭС в МРСК передаются в МРСК- холдинг –МРСК-холдинг владеет контрольными пакетами во всех МРСК –государство владеет 52% в МРСК-холдинге –акции МРСК-холдинга начнут торговаться в ноябре 2008 г. (депозитарные расписки в январе 2009 г.) Основные финансовые показатели МРСК*2007 Совокупная выручка, US$ млн.12,800 Совокупная EBITDA, US$ млн.4,500 Маржа EBITDA35% Чистый долг на конец года, US$ млн.2,400 Основные производственные показатели МРСК Общая протяженность сетей2,1 млн. км. Объем передачи электроэнергии655 млрд. кВтч Количество подстанций451 тыс. Установленная трансформаторная мощность371 ГВА МРСК Центра МРСК Северо- Запада Ленэнерго Тюменьэнерго МРСК Сибири МРСК Юга МРСК Северного Кавказа МРСК Волги МРСК Урала МРСК Центра и Приволжья МОЭСК Карта МРСК Основные факты *Примечания: 1) агрегированная отчетность по РСБУ по всем РСК 2) курс доллара - средний за 2007 г. - RUR / 1 USD Янтарь -энерго
5 Перспективы роста Изменение системы регулирования Интенсивная инвестиционная программа предусматривает увеличение активов как ФСК, так и МРСК более чем в 4 раза с 2007 по 2015 гг. Планируется значительный рост EBITDA как по ФСК, так и МРСК В 2008 г. будет сформирована система регулирования на основе возвратности капитала, определены параметры и сроки ее внедрения (в соответствии с изменениями 2007 г. в ФЗ-35) МЭРТ формирует планы экономического развития с учетом перехода на регулирование тарифов в системе RAB (англ. - regulatory asset base) в гг. Денежные потоки компаний должны стабилизироваться к 2011 г. и будут предсказуемы в долгосрочном периоде Free float ФСК - не менее 10% Free float МРСК-холдинга - не менее 30% Совокупный free float МРСК (11 компаний) – до 50% Программы депозитарных расписок по ФСК, МРСК-холдингу и отдельным МРСК Ликвидность Инвестиционные тезисы* * Ожидания менеджмента компании
6 ФСК
7 Долгосрочная инвестиционная привлекательность Доведение показателей операционной эффективности до уровня магистрально-сетевых компаний развитых стран за счет экономических стимулов Увеличение доли заемного капитала в RAB до уровня сопоставимых компаний в развитых странах – 30-40% Инвестиции в размере около US$60 млрд. до 2015 г. в развитие и поддержание сетевой инфраструктуры (в ценах 2008 г.) Достижение стоимости капитала сопоставимой со странами аналогичного уровня экономического развития к 2015 г. Стабилизация EBITDA на уровне, достаточном для реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сетях к 2011 г. Повышение эффективности Повышение надежности Создание в течение 5 лет резерва пропускной способности и трансформаторной мощности в системе для реализации экономического развития Введение экономической ответственности за выполнение стандартов надежности и качества обслуживания Стратегические цели ФСК
8 Формирование ФСК в контексте реформы РАО ЕЭС 1 июля 2008 г. РАО ЕЭС перестает существовать Акционеры РАО ЕЭС получат акции ФСК пропорционально своей доле в РАО ЕЭС исходя из коэффициентов конвертации 56 МСК присоединяются к ФСК 1 июля 2008 г. ФСК Государственный холдинг Миноритарный холдинг ФСК ЕЭС 56 МСК Одновременное присоединение Выделение РАО ЕЭС Российская Федерация 16% РАО ЕЭС 84% 56 МСК 49%-100% ФСК Целевая структура прав собственности Июль 2008 года Российская Федерация 75%+1 акция Миноритарные акционеры РАО ЕЭС и МСК 25%- 1 акция Нынешняя структура прав собственности Процесс реструктуризации
9 Устойчивый рост потребления электроэнергии (CAGR 4% до 2020 г.*) увеличивает нагрузку на сетевую инфраструктуру В 2007 г. нагрузка сетей близка к максимальной уже в 16 регионах страны Для поддержания роста потребления необходимо строительство 70 тыс. км новых линий электропередач и 200 тыс. МВА трансформаторной мощности до 2020 г. Увеличение сетевых мощностей Спрос на сетевые мощности Дефицит электроэнергии в регионах Регионы, испытывающие дефицит электроэнергии 45 тыс. км.75 тыс. км. 140 тыс. МВА170 тыс. МВА 70 тыс. км. 200 тыс. МВА ФСКМСК Новое строительство тыс. км 510 тыс. МВА * Прогнозы Минпромэнерго – «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики»
10 Инвестиционная программа ФСК* Инвестиционная программа Структура капитала Ежегодный объем планируемых инвестиций ФСК составляет от 6 до 10 млрд. долл. В марте 2008 г. Совет директоров рассмотрел объем инвестиционной программы на гг. Финансирование инвестиционных затрат на первом этапе за счет допэмиссий в пользу госдарства и РАО ЕЭС –в результате двух завершенных допэмиссий в привлечено более US$3.4 млрд. Введение тарифного регулирования на основе RAB позволяет финансировать инвестпрограмму за счет –реинвестирования акционерного капитала на условиях возвратности –интенсивного использования заемного капитала Дополнительный источник финансирования – плата за технологическое присоединение к сетям (более US$4 млрд. до 2012 г.) * Ожидания менеджмента компании
11 Тариф на передачу включает справедливую доходность на инвестированный капитал в соответствии с ведущей мировой практикой на основе методики RAB Справедливая доходность определяется на основе модели CAPM и достижимой структуры капитала Первоначальный RAB определяется исходя из стоимости замещения активов за вычетом амортизации и неэффективности (optimised DRC) Стимулы к повышению операционной эффективности в течение 5-летнего регуляторного периода Механизм ежегодной корректировки формулы регуляторного дохода исходя из макроэкономических факторов, показателей качества и надежности Изменение режима регулирования 3-летний переходный период В дальнейшем регуляторный период – 5 лет Возврат на RAB до налогов (номинальный, в рублях) – 10% в переходный период, и 7.5-8% после истечения переходного периода Сроки перехода на RAB находятся в стадии обсуждения с соответствующими профильными министерствами и ведомствами Основные принципы RAB-регулирования Количественные параметры RAB-регулирования* * Оптимальный вариант по мнению менеджмента компании, параметры подлежат одобрению регулятором
12 Долговая нагрузка Источник: данные компаний Заимствования и кредитное плечо ФСК планирует увеличение чистого долга с US$640 млн. в 2007 до более US$10 млрд. в 2015 г. (рост кредитного плеча до 30%) Для компаний в аналогичной системе регулирования характерный уровень кредитного плеча составляет 30-40% ФСК стремится к снижению стоимости заемного капитала и за последние 4 года уже значительно улучшила свое кредитные рейтинги Реализация комплекса мер для снижения стоимости капитала –внедрение новой системы регулирования –повышение кредитных рейтингов (в настоящее время BBB от S&P, Baa2 от Moodys) –получение рейтинга корпоративного управления –повышение прозрачности компании для инвесторов (раскрытие отчетности по МСФО) Кредитные рейтинги ФСК Примечание: данные на конец года Источник: Standard and Poors, Moodys B B+ BB+BBB Апр-2008 Baa2
13 Распределительно-сетевой комплекс (МРСК-холдинг)
14 Формирование МРСК-холдинга в контексте реформы РАО ЕЭС 1 июля 2008 г. РАО ЕЭС перестает существовать Акционеры РАО ЕЭС получат акции Холдинг МРСК пропорционально своей доле в РАО ЕЭС На баланс Холдинг - МРСК передаются акции МРСК. * ОАО «МРСК Юга», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «МРСК Центра», ОАО «Северного Кавказа», ОАО «МРСК Волги», ОАО «МРСК Сибири», ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «МРСК Центра», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «МОЭСК». РСК РАО ЕЭС % Целевая структура собственности Июль 2008 года Структура собственности В распредсетевом комплексе до февраля 2008г. Процесс реструктуризации 100% МРСК - холдинг Выделение МРСК* Не менее 50%+1 акция РАО ЕЭС МРСК РСК ЕИО МРСК присоединение МРСК- холдинг (государство 52% миноритарии 48%)
Принятие решения о сокращении доли государства в пользу частных инвесторов, в том числе иностранных Пилотные проекты с 1 июля 2008 г. Введение RAB в г. для всех распредели- тельных компаний К 2006 г. реорганизация завершена (за исключением Дальнего Востока) К июлю 2008 г. все региональные распределительные компании консолидируются в 11 МРСК Конец мая 2008 г. начало котировок акций МРСК на бирже Акции МРСК- холдинга начнут торговаться в ноябре 2008 г. Механизмы лицензирования обеспечивают ясные правила игры и государствен- ного контроля над сектором Установления необходимого уровня надежности и качества обслуживания Реорганизация АО-энерго Консолидация сектора Введение RAB- регулирования Введение лицензирования Возможное решение о выходе государства из управления МРСК Стратегический план по управлению распределитено-сетевым комплексом
16 Долгосрочная инвестиционная привлекательность Доведение показателей операционной эффективности до уровня распределительных компаний развитых стран за счет экономических стимулов Увеличение доли заемного капитала в RAB до уровня сопоставимых компаний в развитых странах – 40-50% Инвестиции в размере US$70 млрд. до 2015 г. в развитие и поддержание сетевой инфраструктуры (в ценах 2008 г.) Достижение стоимости капитала сопоставимой со странами аналогичного уровня экономического развития к 2015 г. Стабилизация EBITDA на уровне, достаточном для реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сетях к 2011 г. Повышение эффективности Повышение надежности Снижение уровня изношенности активов до нормализованного уровня около 50% до 2015 г. Создание в течение 5 лет резерва мощности в системе для реализации экономического развития Введение экономической ответственности за выполнение стандартов надежности и качества обслуживания Стратегические цели МРСК-холдинга
17 Структура капитала Инвестиционная программа сектора распределения* Совокупная инвестиционная программа МРСК Рост ежегодного объема планируемых инвестиций МРСК c 6 до 10 млрд. долл. Основная часть инвестиций до 2012 г. – строительство новой сетевой инфраструктуры После 2012 г. основной объем средств направляется на обновление существующих активов Введение тарифного регулирования на основе RAB позволяет финансировать инвестпрограмму за счет –реинвестирования акционерного капитала на условиях возвратности –интенсивного использования заемного капитала Дополнительный источник финансирования – плата за технологическое присоединение к сетям (более US$6 млрд. до 2012 г.) * Ожидания менеджмента компании Примечание: доли чистого долга и акционерного капитала в RAB с 2009 г.
18 Система регулирования распределительно-сетевого комплекса Основные принципы RAB-регулирования Количественные параметры RAB Тариф на передачу включает справедливую доходность на инвестированный капитал в соответствии с ведущей мировой практикой на основе методики RAB Справедливая доходность определяется на основе модели CAPM и достижимой структуры капитала Первоначальный RAB определяется исходя из стоимости замещения активов за вычетом амортизации и неэффективности (optimised DRC) Стимулы к повышению операционной эффективности в течение 5-летнего регуляторного периода Механизм ежегодной корректировки формулы регуляторного дохода исходя из макроэкономических факторов, показатели качества и надежности ФЗ-35 с поправками 2007 г. допускает превышение предельного тарифа в случае наличия инвестиционных потребностей Внедрение в г. для всех МРСК, пилотные проекты с 1 июля 2008 г. 3 года после внедрения - переходный период В дальнейшем регуляторный период 5 лет Возврат на капитал до налогов в переходный период 12% (номинальный, в рублях) Возможно применение пониженных ставок возврата к первоначальному капиталу для сглаживания роста тарифа (6% в 1-й год, 9% во 2-й год) После 2011 г. возврат 10% для всего капитала Проект Постановления Правительства РФ N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» с параметрами регулирования внесен в Правительство
19 Ключевые параметры МРСК в новой системе регулирования* Суммарный рост EBITDA сектора с 2007 по 2011 г. в 3,5 раза Стабилизированный уровень EBITDA достигается в 2011 г., поскольку в гг. ожидается применение пониженной ставки возврата к первоначальному капиталу Целевые параметры EBITDA (по передаче) Целевые параметры первоначального RAB** * Базовый сценарий менеджмента исходя из ожидаемых параметров регулирования ***с учетом последних изменений в инвестиционной программе**расчетный RAB на начало 2009 г.
20 Заимствования и кредитное плечо Кредитное плечо ЭмитентОбъем, млн. руб. Дата погашения Доходность к погашению МОЭСК6,000Сен % Ленэнерго3,000Янв % Ленэнерго3,000Апр % Кубаньэнерго3,000Июл % Тюменьэнерго2,700Апр % Пермэнерго1,000Май % Челябэнерго 600Май % Облигационные займы РСК МРСК планируют увеличение чистого долга с US$2,4 млрд. в 2007 г. до более US$30 млрд. в 2015 г. (рост кредитного плеча с 5% до 40%) Для компаний в аналогичной системе регулирования характерный уровень кредитного плеча составляет 40-50% МРСК стремятся к снижению стоимости заемного капитала и снижения спрэда к государственным облигациям Реализация комплекса мер для снижения стоимости капитала –внедрение новой системы регулирования –получение и повышение кредитных рейтингов (в настоящее время рейтинг имеет только МОЭСК от Moodys – Ba2) –внедрение отчетности по МСФО –получение рейтинга корпоративного управления –повышение прозрачности компаний для инвесторов Источник: Bloomberg, Cbonds.ru от Компании Великобритании Источник: данные компаний Примечание: доли чистого долга и акционерного капитала в RAB
21 ? Вопросы