Международный опыт создания центров компетенций 1 Данилин Иван Владимирович Заведующий Сектором инновационной политики ИМЭМО РАН Danilin.iv@imemo.ru Всероссийская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Advertisements

Финансовый университет Абрамова М.А.. «Успех ждет тех, кто создает изменения» /Р.Ф.Брунер/ Наш девиз: «Мы ценим прошлое, но, основываясь на достигнутом,
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Инновационный центр компетенций как новая форма взаимодействия корпораций, практикоориентированной науки и ВУЗов с целью подготовки профессионалов Всероссийская.
Концепция стратегического развития Университета. Для реализации целей 1 и 2 необходимо: 3.1. Проведение исследований, позволяющих получить или адаптировать.
Система подготовки кадров в ЧГУ 1 курс2 курс3 курс4 курс5 курс6 курс Бакалавр Специалист Магистр Кандидат наук Доктор наук Аспирантура Докторантура.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Взаимодействие вузов Воронежской области и бизнес- сообщества Д.А. Ендовицкий.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Возраст штатных преподавателей НИУ ВШЭ (Москва) в г., чел. чел.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Потенциал вуза в реализации образовательных услуг на международном рынке Дмитриева Л.Н., проректор.
9 сентября 2010, г. Ярославль «Вузы транспорта в реализации государственной политики в области профессионального образования» Президент Ассоциации вузов.
Тенденции в развитии промышленности Интеграция различных научных и технических направлений связана с большими достижениями в фундаментальных научных исследованиях.
ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Партнерство регионов - конкурентоспособность России Титов В.Т., ректор, председатель Совета ректоров, д.филол.н.,
ИТ-сообщество Рязанской области Профессиональное сообщество специалистов в области информационных технологий.
Научно-исследовательский институт «Экономика и управление устойчивым развитием» ГОУ ВПО Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова.
1 Ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) д.т.н., профессор Лёвин Борис Алексеевич 17 ноября 2009 г., Москва.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
Транксрипт:

Международный опыт создания центров компетенций 1 Данилин Иван Владимирович Заведующий Сектором инновационной политики ИМЭМО РАН Всероссийская конференция по подготовке кадров для электроэнергетической отрасли «Новое поколение для новой энергетики» НИУ «МЭИ», 18 апреля 2012 года

Современная инновационная деятельность предполагает профессионализацию каждого этапа ЖЦИ. Побочным следствием этого феномена является угроза «разрыва» между генерацией знаний в научно-образовательном сообществе и генерацией технологий и практик в корпорациях. Наиболее серьезно вопрос стоит в сфере создания т.н. прорывных технологий. Аналогичная дилемма возникает с точки зрения подготовки технологических кадров: образование не успевает за рынком, знания быстро устаревают, существует разрыв между практикоориентированной технологической деятельностью Корпораций и наукоориентированным подходом вузов. Эти и иные проблемы рождают потребность в специализированных кооперативных формах и интерфейсах сотрудничества между корпорациями и исследовательскими вузами. 2 Проблемы осуществления Жизненного цикла инноваций (ЖЦИ) применительно к интересам корпорации Создание прорывных технологий и новых практик Разработка «предметных» технологий и продуктов Тиражирование / внедрение Эксплуатация ЖЦИ в контуре корпорации Фундаментальные НИР Прикладные неориентированные НИР Прикладные ориентированные НИР ЖЦИ в контуре научно- образовательного сообщества

3 Поддержка корпорациями научно-образовательной деятельности в вузах: зарубежный опыт Научное и образовательное направления сотрудничества корпораций и вузов тесно пересекаются и взаимосвязаны. разработка и преподавание курсов; менторство; финансирование НИР студентов; стипендии и стажировки; финансирование кооперативных форм НИОКР с участием студентов. заказ (контрактация) НИОКР повышения квалификации преподавателей; участие корпорации в управлении вузами; Венчурная деятельность. эндаументы (фонды целевого капитала); благотворительность; коммуникация между специалистами. исследовательская деятельность образовательно- исследовательская деятельность НИОКР Кадры образовательная деятельность вузов и корпоративные образоват.центры рекрутинг исследовательско- образовательная деятельность В части инновационных специальностей и развития передовых технологий предпочтение отдается либо исследовательско-образовательной деятельности, либо образовательно-исследовательской. Неориентированные формы : Адресные формы:

ЦК 4 Модель Центров компетенций: ответ на вызовы образовательной и «прорывной» научно-технологической деятельности Корпораций Одной из наиболее удобных форм решения задач Корпорации в сфере взаимодействия с вузами по прорывным технологиям и сопутствующим кадровым вопросам являются Центры компетенций (ЦК)* *Центр компетенций (ЦК) - подразделение, дочерняя компания или иная организационная структура компании, где сосредоточены знания и компетенции, которые считаются важными. Организация предполагает возможность поддержания или развития компетенций, и использования в масштабе всей корпорации или ее отдельных частей. ЦК при вузе – орг.структура, создающаяся с участием Компании (или совместно компанией, вузами, НИИ и т.д.). Состоит из сотрудников НИОКР Компании, научных работников вуза, студентов (обучение через участие в НИОКР). Занимается НИОКР по прорывным технологиям на доконкурентной стадии. Ведущие исследователи вуза Магистры, аспиранты Работники НИОКР Корпорации 1. Новые прорывные технологии и практики для нужд Корпорации 2. Высококомпетентные технологические кадры, готовые работать с проблемами Корпорации Идеи, знания, поток студентов и аспирантов, матбаза, финансирование (по линии грантов и т.д.) Вуз Финансирование, оборудование, технологии, требования, квалифицированный заказ Корпорация

Создание ЦК при вузах – устоявшийся мировой тренд 5 Не говоря о крупнейших технологических корпорациях, многие ведущие мировые компании, связанные с энергетикой, давно создают при вузах свои Центры компетенций. Процесс только ускорился в связи с переходом энергетики на новые технологические платформы. За рубежом тренд активно поддерживается государством, в т.ч. через создание аналогичных специализированых форм организации научно-технологической и научно-образовательной деятельности (Energy Frontier Research Centers в США, Институты Карно во Франции и т.д.).

Требования к ЦК, создаваемым Корпорациями на базе ВУЗов 6 Четкий функционал (направление работ, тесно связанное с НИОКР Корпорации); Формирование Корпорацией комплекса практических задач; Ориентация ЦК на результат; Участие сотрудников Корпорации в работе и управлении ЦК, участие в управлении вузом; «Связка» руководителя ЦК с высокопоставленным представителем Корпорации – в т.ч. из подразделения НИОКР); Взаимное обучение представителей корпорации и профессорско-преподавательского состава вуза.

7 «Прорывное» инновационное развитие, в т.ч. создание интеллектуальной энергетической системы с активно-адаптивной сетью, требует новых практик организации научно-образовательного процесса в рамках взаимодействия научно-образовательного сообщества и корпораций; Эта задача имеет со-направленный характер с иными целями в сфере кооперации корпоративного и научно-образовательного сообществ (в т.ч. формирования института исследовательских университетов); Хотя в России предпринимаются усилия для решения этих задач, они пока не решены, требуется рост эффективности усилий. Сохраняется разрыв науки и бизнеса и сопутствующие проблемы (выход на результат и новые практики, готовые к непосредственному использованию корпорациями и т.д.); Формат Центров компетенций оказывается одним из наиболее удобных для решения поставленных задач в России и при этом отвечает современным требованиям инновационного развития. Выводы для России