Моделирование бизнес-процессов Бизнес-процесс – система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, достигающих значимых для организации результатов. Методология (нотация) создания модели бизнес-процесса – совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели. Реинжиниринг бизнес-процессов – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес- процессов для достижения максимальной эффективности деятельности предприятия. Разработка модели "как есть", её анализ, разработка модели "как надо ", разработка и реализация плана перехода к состоянию "как надо".
Результаты опроса работников компаний сотовой связи Результаты ответа на вопрос: Что Вы знаете о реинжиниринге бизнес-процессов? не слышали 53 % слышали, но не знают, для чего необходимо 30 % знают, для чего необходимо 17 %
Результаты опроса работников компаний сотовой связи Результаты ответа на вопрос: Необходим ли реинжиниринг в компаниях сотовой связи? не знаю 10 % не нужен 57 % необходим 33 %
Результаты опроса работников компаний сотовой связи Результаты ответа на вопрос: Реинжиниринг необходимо проводить собственными силами или привлекая консультантов? привлекая консультантов 67 % собственными силами 33 %
Области применения средств бизнес-моделирования и анализа бизнес-процессов Консалтинговые проекты Проекты, сопряженные с автоматизацией деятельности компании Проекты, сопряженные с внедрением ERP-системы
Языки (нотации) бизнес-моделирования Язык моделирования включает в себя: элементы модели – фундаментальные концепции моделирования и их семантику; нотацию – визуальное представление элементов моделирования; принципы использования – правила применения элементов в рамках построения моделей. UML (Unified Modeling Language) – унифицированный язык моделирования Нотации ARIS, IDEF
Последовательности шагов развития (модификации) бизнеса: определение (корректировка) стратегии компании; создание (модификация) модели архитектуры организации; оценка эффективности процессов и определение их узких мест; проектирование архитектуры информационной системы; формирование плана внедрения или модификации информационной системы; детальная постановка требований к ней на основе моделей бизнес-процессов.
Инструменты бизнес-моделирования Первый тип. Описывают лишь бизнес-функции (работы) и движение данных в процессе их выполнения. Одинаковые имена не предполагают идентичности функций. Отсутствие возможности определить иерархию бизнес-процессов: «цепочка создания ценности», «бизнес-процесс», «подпроцесс», «работа», «функция». Описания представляют собой просто набор картинок.
Инструменты бизнес-моделирования Второй тип. Возможность создания отдельных диаграмм, отражающих организационную структуру, потоки данных, последовательность выполнения бизнес-функций, с возможностью использования символов логики и др. Появляется все больше и больше диаграмм для описания различных аспектов деятельности организации, из-за чего создание модели все более усложняется.
Инструменты бизнес-моделирования Третий тип. Использование единого репозитория (хранилища) объектов. Возможность повторного использования объектов на различных диаграммах. Полноценная модель хранится в репозитории и отображается в виде набора диаграмм, представляющих тот или иной взгляд на архитектуру организации.
CASE-средства (Computer-Aided Software Engineering) – инструменты для разработки, моделирования и анализа. Инструмент моделирования бизнес-процессов должен удовлетворять следующим условиям: Отображать текущие бизнес-процессы. Определять новые требования бизнеса. Определять и прорабатывать альтернативные методы работы.
На сегодняшний день существует более десятка продуктов, предназначенных для описания архитектуры организации. Компании-лидеры рынка: Telelogic, IDS Scheer, Troux Technologies, Proforma, Mega, Casewise и Sybase. Технология Oracle Workflow используется для автоматизации выполнения потоков работ организации, содержит средства описания и формализации процессов. Наиболее прочные позиции в России у IDS Scheer (продукт ARIS). Стандартом для организации управления бизнес-процессами является BPEL (Business Process Execution Language).
Модели, применяемые в бизнесе Модель стратегического анализа Модель стратегии Функциональная модель Модель организационной структуры Модель бизнес-процессов Модель финансовой структуры Бюджетная модель Информационная модель
Основные методологии анализа бизнес-процессов ABBActivity Based Budgeting – планирование бюджета на основе выполняемых функций ABCActivity Based Costing – функционально-стоимостной анализ ABMActivity Based Management – управление на основе основе выполняемых функций ARISArchitecture of Integrated Information Systems – архитектура интегрированных информационных систем ARPActivity Resource Planning – функциональное планирование ресурсов CPIContinuous Process Improvement – непрерывное совершенствование процессов
CPNColor Petri Nets – раскрашенные сети Петри DFDData Flow Diagrams – диаграммы потоков данных ERDEntity-Relationship Diagrams – диаграммы «сущность- связь» IDEF0Методология функционального моделирования IDEF1XМетодология информационного моделирования STDState Transition Diagrams – диаграммы переходов состояний TQMTotal Quality Management – глобальное управление качеством
Функционально-стоимостной анализ ABB, ABC, ABM, ARP Анализ организации бизнеса ERD, TQM, STD, CPI, ARIS Имитационное моделирование CPN, STD Информационное моделирование IDEF1X, ERD Функциональное моделирование IDEF0, DFD, ARIS Направления использования методологий моделирования бизнес- процессов