1
2
3 Поэт обращается к четырехстопному ямбу, своему любимому размеру. Но как быть с группировкой стихов? Конечно же, обычная четырехстрочная строфа – катрен – не годится для длинного повествования (невозможно представить себе, чтобы «Евгений Онегин» был весь написан такими короткими и однообразными рифмами). В относительно коротких поэмах вопрос о строфе не вставал. Поэт свободно группировал стихи, не заботясь о единой системе рифмовки.
4 Онегинская строфа
5 Теперь же, для нового большого повествования, надо было найти и новую строфу. Она должна быть емкой, чтобы можно был внести в нее хотя бы относительно целое тематическое единство (эпизод, пейзаж, портрет и т.д.). Емкость строфы зависит и от ее величины. Значит строфа должна быть достаточно длинной. Но в длинной строфе скучна однообразная рифмовка (например только парная, или только перекрестная, или только опоясывающая)
6
И поэт изобретает нужную ему строфу: четырнадцать стихов четырехстопного ямба, рифмующихся при помощи всех трех обычных способов рифмовки. I II III IV 7 аБаБ ввГГ дЕЕд ЖЖ перекрестная парнаяопоясывающая парная
8 Мужские рифмы, с ударным последним слогом строки, обозначены в схеме прописными буквами, женские, с ударным предпоследним слогом строки, - строчными. В первом четверостишии перекрестная рифмовка, во втором – парная, в третьем – опоясывающая; в заключительном двустишии – вновь парная рифма.
9 Онегинская строфа
10 Такая строфа гибка, изящна и в то же время достаточно объемна. Строфа эта вошла в теорию и историю поэзии как « онегинская ». Она точно соблюдается во всем романе (кроме письма Татьяны, письма Онегина и песни девушек). Это свидетельствует не только о филигранном мастерстве поэта, но и о его кропотливой, упорной работе над стихом.