г. Москва, 25 мая 2010 г. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Игорь Гурбанов, вице-президент Ассоциации Рециклинга Отходов
Образование и использование отходов На территории России накоплено: > 85 млрд. тонн твердых промышленных и коммунальных отходов Ежегодно в стране образуется: Промышленных отходов более 3 млрд. тонн; Навоза и помёта сотни млн. тонн; Осадков сточных вод промышленных и коммунальных предприятий более 80 млн. тонн; Твёрдых коммунальных отходов более 40 млн. тонн; Строительных отходов десятки млн. тонн Медицинских отходов - не менее 3 млн. тонн Средний уровень использования твёрдых отходов: Промышленных - 35 – 45 %; Коммунальных %. Ежегодный прирост неиспользуемых твёрдых отходов: 2 – 2,5 млрд. тонн.
Объекты размещения отходов По данным Росприроднадзора в России на начало 2010 года учтено объекта размещения отходов, из них: полигонов твёрдых бытовых отходов; объектов размещения промышленных отходов; несанкционированные свалки. Объектов размещения отходов, соответствующих установленным требованиям, не более 8 %
Основные проблемы Нет выраженной государственной политики Не эффективная система управления Проблемы с учётом образования и движения отходов Не развитая инфраструктура индустрии обращения с отходами Нет экономических стимулов вовлекать отходы в промышленный оборот Крупный бизнес не заинтересован инвестировать в развитие отходопереработки Низкое влияние общественных и профессиональных объединений на принятие решений государственными и муниципальными властями
С чего начинать процесс изменений? Reduce – сокращение объёмов образования отходов Reuse – повторное использование отходов Recycle – использование отходов в качестве вторичного сырья Процесс изменений в сложившейся системе управления отходами нужно начинать с государственной политики «Инициатива 3R»:
Иерархия подходов к управлению 1. Технологическая модернизация (Минимизация отходов) 2. Повторное использование или обогащение отходов 3. Переработка отходов в сырьё или продукты 4. Компостирование 5. Сжигание или размещение отходов с получением энергии 6.Размещение отходов без получения энергии 7.Сжигание отходов без получения энергии
Государственный учет отходов 1. Ф едеральный К лассификационный К аталог О тходов – не обновлялся с 2003 года 2. С истема П аспортизации О тходов - накладный для МСП атавизм 3. Государственный Реестр Объектов Размещения Отходов – работа по формированию реестра начата в 2010 году 4. Банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов – работа по формированию реестра начата в 2010 году 5. Банк данных об отходах – единого банка данных и порядка его ведения не существует
Использование ИКТ - технологий 1 Государственный учёт отходов должен вестись в рамках межведомственной информационной системы 2 Значительный объём информации, подлежащей учёту Межведомственный характер системы управления отходами, распределение полномочий между государственными и муниципальными властями 3 Высокий спрос на качественную и достоверную информацию со стороны предприятий и общественности Основа государственного учёта отходов – сведения, получаемые органами власти при исполнении функций
Принцип «загрязнитель платит» 1 Плата за размещение отходов – не достаточно эффективный экономический инструмент 2 Низкие ставки платы за размещение отходов Сложная система администрирования платы 3 Ограничены возможности стимулировать альтернативные размещению способы обращения с отходами Механизм установления платы можно адаптировать под конкретные задачи с использованием специальных коэффициентов и целевых показателей
Целевые экономические инструменты Финансовая ответственность производителей и импортеров Специальные экологические налоги Снижение ставки отдельных налогов (платежей) Введение залоговой стоимости Установление «плавающей» ставки платы за услуги по вывозу отходов «Зелёные» государственные и муниципальные закупки Торговля квотами или разрешениями
Программно-целевые инструменты Программы по предотвращению образования отходов и снижению их негативного воздействия на окружающую среду для различных отраслей экономики Программы по сбору и переработке/обезвреживанию/ утилизации конкретных видов отходов или вторичного сырья
Примеры отраслевых программ 1. По ликвидации экологического ущерба 2. По увеличению доли использования различных видов отходов предприятиями цементной промышленности 3. По минимизации образования и увеличению доли использования отходов энергетики, горнодобывающей, металлургической или химической индустрии 4. По сокращению объёмов захоронения муниципальных отходов или отдельно - биоразлагаемых отходов или крупногабаритных отходов 5. По увеличению доли использования строительных отходов 6. По увеличению использования отходов сельского хозяйства для производства альтернативного топлива и т.д.
Примеры социальных программ 1. Программа сбора и переработки отходов от образовательных учреждений (школы, техникумы, ВУЗы) 2. Программа сбора и переработки портативных элементов питания (батарей) в сетевых торговых центрах 3. Программа компостирования отходов от домашних хозяйств или предприятий общепита 4. Программа по селективному сбору отходов в коммерческом секторе (офисы, магазины) 5. Иные программы экологического воспитания и просвещения населения, информационной поддержки по вопросам обращения с отходами
Преимущества программного подхода 1 Не решать проблему отходов в целом, а сосредоточиться на решении специфических, более конкретных задач 2 Лучше разобраться в ситуации и найти наиболее оптимальный с экономической и ситуационной точки зрения вариант решения 1 Более «тонко» учесть интересы и возможности государства, бизнеса и общества Программно-целевой подход позволяет: Основное условие успеха программ – готовность органов власти и бизнеса к поиску и реализации эффективных схем государственно-частного партнерства
Федеральные программы по отходам Федеральным законом от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ из закона «Об отходах производства и потребления»: исключены полномочия Российской Федерации по разработке, утверждению и реализации федеральных целевых программ в области обращения с отходами; исключена ст. 22 «Программы в области обращения с отходами» Федеральное правительство, решило, что проблемы с отходами – прерогатива региональных и муниципальных властей Такое решение существенно ограничивает применение отраслевых программ, нацеленных на минимизацию образования отходов и увеличение доли использования вторичных материальных и энергетических ресурсов в отраслях промышленности
Почему мы создали Ассоциацию? ГОСУДАРСТВО Есть спрос на помощь в подготовке решений Есть активная и аргументированная позиция, желание предлагать и отстаивать решения, готовность к совместной работе БИЗНЕС НУЖНА ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДИАЛОГА И СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
Задачи АРО 1 Создание всероссийского негосударственного центра отраслевой компетенции Повышение степени и качества участия экспертов и компаний в процессе подготовки и принятия решений органами власти Повышение качества информационного обеспечения Подготовка проектных и программных инициатив Развитие отраслевых связей и кооперации
Проекты АРО 1 Участие в работе по созданию в России системы утилизации автотранспортных средств и их составных частей Подготовка ФЗ «О введении ответственности производителей (импортёров) в сфере обращения с отходами» Создание института общественной экологической экспертизы и оценки при АРО и формирование отраслевой экспертной сети Создание информационно-аналитического ресурса для использования в формате «Бизнес-Бизнес» Создание системы добровольной сертификации
Постановка задачи «Необходимо создать в стране целую отходоперерабатывающую индустрию. Это действительно современный ответ на ситуацию» Д. Медведев, выступление на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, январь 2008 г.
Заключение Преодолевая разобщённость и объединяя усилия мы с Вами имеем возможность сделать первый шаг на пути к созданию в России высокотехнологичной и конкурентоспособной индустрии переработки и утилизации отходов! Спасибо за внимание!