ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Сообщение из опыта работы Воспитатель МДОУ 38 Солянова Валентина Владимировна Апатиты январь, 2011
Что такое экология? Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» это наука о доме, жилище («ойкос» дом, «логос» наука).
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Педагогические задачи экологического образования Обучение: овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем; Обучение: овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем; Воспитание ценностных ориентиров, мотивов, потребностей, привычки активной деятельности по охране окружающей среды; Воспитание ценностных ориентиров, мотивов, потребностей, привычки активной деятельности по охране окружающей среды; Развитие способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды. Развитие способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды.
Система работы по экологическому воспитанию Программно-методическое обеспечение Создание условий экологического воспитания Организация воспитательно- образовательного процесса Эколого-развивающая среда Учебно-методическое обеспечение Повышение квалификации, самообразование Работа с родителями Различные формы и виды работы с детьми
Формы работы с детьми Познавательные занятия и беседы Познавательные занятия и беседы Чтение познавательной литературы Чтение познавательной литературы Наблюдения, труд в природе, экскурсии Наблюдения, труд в природе, экскурсии Уход за объектами живой природы Уход за объектами живой природы Экологические праздники, инсценировки Экологические праздники, инсценировки Экологические акции Экологические акции Опытно-экспериментальная деятельность Опытно-экспериментальная деятельность Игры (дидактические, интеллектуальные, подвижные) Игры (дидактические, интеллектуальные, подвижные)
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь познавательной, исследовательской, изобразительной деятельности, музыки, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Основные типы экологических занятий Первично-ознакомительные Первично-ознакомительные Углубленно-познавательные Углубленно-познавательные Обобщающие Обобщающие Комплексные Комплексные
Познавательная Литература в книжном уголке
Основные типы экологических занятий Первично-ознакомительные Первично-ознакомительные Углубленно-познавательные Углубленно-познавательные Обобщающие Обобщающие Комплексные Комплексные