Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень физического развития учащихся 1 – 4 – х классов: высокое физическое развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья не наблюдается. среднее – около 66% учащихся низкое – около 34% учащихся Распределение учащихся по группам здоровья: I группа 0% учащихся II группа 57% учащихся III группа 26% учащихся IV группа 17% учащихся
Двигательная активность – одна из основных генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь.
Утомление - защитная, охранительная реакция от чрезмерного истощения организма, стимулятор восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.
Признаки утомления: снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий); снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частные отвлечения, рассеянность внимания); ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частные отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости. появление чувства усталости.
Переутомление - более глубокие и стойкие изменения в поведении и деятельности учеников.
Признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; функциональные нервно-психические расстройства (потеря аппетита, нарушения сна, появление чувства страха,истеричности, плаксивости, раздражительности, нервных тиков функциональные нервно-психические расстройства (потеря аппетита, нарушения сна, появление чувства страха,истеричности, плаксивости, раздражительности, нервных тиков и др.); стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипотоническому или гипертоническомутипу); стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипотоническому или гипертоническомутипу); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Двигательная активность зависит; объективных условий (возраст, пол, тип высшей нервной деятельности, сезон года, климато - географические условия). субъективных условий, в частности от качества организованных форм физического воспитания и характера свободной детской деятельности.
Гипокинезия - снижение общего объема двигательной активности. Гиподинамия - снижение тонуса, силы сокращений мышц и уменьшение напряжения мышечной системы.
Ожирение - избыточная масса тела. Заболевание, которое имеет много общего с процессом старения. Ожирение приводит: - к сахарному диабету - раннему атеросклерозу и другим серьёзным нарушениям здоровья
Гипотрофия - отставание массы тела от возрастных нормативов со своей собственной специфической негативной симптоматикой.
Функциональный комфорт (комфорт в деятельности)- оптимальное сочетание высокого уровня успешности человеческой деятельности и низких нервно-психических затрат.
Требования к нормам двигательной активности, 1. Обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня. 2. Соответствие физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие. 3. Соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.
Игры с активных физическим компонентом позволяют решить; -удовлетворить потребность младших школьников в движении и стабилизировать эмоции -научить владеть своим телом -развить физические, умственные и творческие способности - нравственные качества
Подвижные игры формируют структурные единиць психики: *памяти слуховой, моторно-слуховой, зрительной; *воображения творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; *восприятия степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; *наглядно-образного и логического мышления способности к анализу, сравнению и обобщению; *произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.