обзор процесса и результатов Внешняя оценка программ «БОТА»: 19 июня 2013 года, Астана Презентация Клэр ОБрайен Международная конференция Фонда «БОТА» «Инновационные подходы в предоставлении социальных услуг детям и молодежи Казахстана»
1.Что представляет собой оценка? Независимая оценка того, насколько хорошо реализуются программы «БОТА» и каких результатов они достигли Oxford Policy Management (OPM) – компания, проводящая оценку Можем ли мы верить результатам? – OPM независим от Фонда «БОТА» – OPM проводит подобные оценки воздействия больших программ по всему миру с 2005 года (Кения, Южная Африка и т.д.) – OPM также разрабатывает и реализует программы, связанные с денежными пособиями – OPM работала с программами социальной защиты в странах СНГ и Центральной Азии (Молдова, Таджикистан, Монголия и др.) Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd2
2.Основные вопросы Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd3
3.Методология Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd4 КоличественнаяКачественная ПОДП коротких интервью по выявлению правомочных домохозяйств опрошенных в ходе исследования на основе базовых данных (2011) с целью выявления условий до получения пособий опрошенных годом позднее (2012) с целью оценки воздействия ОДП Алматинская область Два раунда (2011 и 2012) Интервью с домохозяйствами / волонтерами / программным персоналом / акимами (Акмолинская, Кызылординская и Алматинская области) ППСУ Не проводилась Два раунда (2011 и 2012) Интервью с ключевыми информантами / грантополучателями / неуспешными заявителями По всему Казахстану ПОГ Не проводилась Два раунда (2011 и 2012) Интервью с ключевыми информантами / студентами / сотрудниками вузов По всему Казахстану
4.1 Ключевые выводы – ПОДП 1. РЕАЛИЗАЦИЯ – Сообщества в большей степени знают о ПОДП и ее работе – Процесс зачисления представляется справедливым 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ – Увеличилось число детей, зачисляемых в дошкольные учреждения – Возможно, домохозяйства не чувствуют себя богаче, но ощущают больше уверенности в стабильном доходе – Женщины уже пользуются дородовыми медицинскими услугами, однако ОДП повлекли изменения в поведении (например, увеличилось число женщин, принимающих железо для предотвращения анемии) 3. ВЫЯВЛЕНИЕ – В соответствии с планом, ОДП охватывает малообеспеченные домохозяйства (согласно прогнозам «БОТА»): 55% правомочных домохозяйств в нижнем национальном квинтиле, и лишь 2% в высшем – Чуть менее половины (48%) домохозяйств, правомочных на этапе базового исследования в областях реализации «БОТА», были бенефициарами к началу 2012 года Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd5
4.2 Ключевые выводы – ППСУ В целом, рабочие процессы эффективны Проекты, предлагаемые НКО, в значительной степени стали более комплексными Грантополучатели сообщили о лучшей обратной связи Доскональность административных процедур «БОТА», первоначально рассматривавшаяся НКО как микро-управление, в дальнейшем стала расцениваться как хорошая практика Требования к финансовой отчетности улучшили работу грантополучателей Некоторые НКО просят о грантах на более длительный срок, поднять планку бюджета, исключить требования о нескольких коммерческих предложениях; однако они понимают причину ограничений Обучение продолжает приносить свою пользу Могут ли НКО продолжить работу, начатую с помощью гранта «БОТА»...? Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd6
4.3Ключевые выводы – ПОГ Финансовая поддержка очень важна для преодоления барьеров к получению высшего образования Оригинальная модель ПОГ (3-х или 4-летнее обучение) совпадает с желаниями выпускников школ. Студенты, обучающиеся 2 года в колледже, несколько меньше заинтересованы в обновленной модели Бенефициары весьма удовлетворены ПОГ и поддержкой «БОТА» Рабочие процессы соответствуют цели – Уровень информированности очень разнится по стране, а также в районах и школах (решение Фонда в рамках информационной стратегии) – Процесс подачи заявки в ПОГ в большей степени удовлетворителен и незатратен для кандидатов – Кандидаты могут получить преимущество, если будут проинформированы раньше о результатах подачи своей заявки – Поскольку неуспешных кандидатов больше, чем прошедших в ПОГ, деликатное обращение с отказами снизит риск формирования негативного имиджа Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd7
5.Вопросы для дальнейшего рассмотрения Июнь 2013© Oxford Policy Management Ltd8 ПОДП Вопросы, относящиеся к проекту: Должно ли выявление кандидатов основываться на применении Косвенной оценки нуждаемости (КОН)? Преимущество: увеличение ресурсов малообеспеченных домохозяйств и устоявшееся доверие к результатам отбора. Недостаток: высокие административные затраты Вопросы по реализации: Как можно повысить интерес к Программе в областях, где она работает? Обусловленность – нужно ли корректировать условия программы? Можно ли придать официальный статус дошкольным учреждениям «БОТА»? ППСУ Фонд может подумать о следующих возможных будущих ролях: Ресурсный центр по передовым практикам? Аккредитующий орган НКО с хорошим управлением? Исследовательская организация? ПОГ «БОТА» мог бы: Создать и усилить свою группу выпускников Продолжить поддерживать выпускников с трудоустройством, в частности, стипендиатов с особыми потребностями