1 «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОКРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ» Предложения по дальнейшему развитию нормативной базы микро-кредитования Ким Н., Координатор проекта, NWMT Узбекистан
2 Общая информация некоммерческих микрофинансовых организаций (ННО-МФО) На На 1 ноября 2006 года совокупный кредитный портфель 10 ННО-МФО составил более 6 млрд. сум Совокупное Совокупное количество клиентов – человек Процент Процент женщин-заемщиков в среднем составляет – 93,7% Займы Займы предоставляются на производство сельскохозяйственной продукции, мелкую торговлю, ведение надомного хозяйства, пошив одежды и другие услуги. На На 1 ноября 2006 года средний размер займа по 10 ННО-МФО составил 136 тыс. сум. Узбекистан
3 Статистические показатели ННО-МФО Узбекистан
4 Статистические показатели ННО-МФО Узбекистан
5 Рекомендуемые пруденциальные стандарты для микрокредитных организаций Минимальный Минимальный размер капитала капитала должен быть приемлемым для стимулирования появления новых микрокредитных организаций. Достаточность Достаточность капитала капитала для специализированных микрофинансовых организаций, принимающих депозиты, должна быть выше, чем для коммерческих банков. Для микрокредитных организаций, не принимающих депозиты, нет необходимости применять данное требование. Ограничения Ограничения на выдачу необеспеченных займов; резервы на случай невозвращения кредитов не следует применять для микрокредитных организаций. Узбекистан
6 Рекомендуемые пруденциальные стандарты для микрокредитных организаций Кредитная Кредитная документация. Более упрощенное требование к кредитной документации для микрокредитных организаций. Периодичность Периодичность и содержание отчетности. Требования к отчетности для микрокредитных организаций должны быть значительно проще, чем для банков. Квалификационные Квалификационные требования к руководителям микрокредитных организаций. Отмена обязательного прохождения аттестации руководителям микрокредитных организаций. Узбекистан
7 Инструменты надзора Инструменты Инструменты надзора за портфелем. Контролирующий персонал без подготовки и определенной специализации не сможет эффективно провести мониторинг деятельности микрокредитной организации. Распоряжение Распоряжение о прекращении кредитования. кредитования. Когда микрокредитная перестает выдавать новые кредиты, её клиенты обычно перестают возвращать те, что были им получены. Узбекистан
8 Издержки надзора Работа Работа со специализированными микрокредитными обходится гораздо дороже, чем надзор за многопрофильными банками. с учреждениями, не представляющими угрозы для финансовой системы страны, требует издержек, связанных с отвлечением внимания руководства контролирующих ведомств от решения своих непосредственных задач. Связанные Связанные с надзором административные издержки микрокредитных организаций могут составлять до 5 процентов от суммы активов в течение первых 1-2 лет и 1 процент – в дальнейшем. Узбекистан
9 Спасибо за внимание!!! Узбекистан