Педагогические дебаты
Целью игры является вовлечение игроков в цивиллизованное обсуждение проблемы и планирование решений. Главная идея игры - это идея развития умения рассуждать и критически мыслить. Дебаты – это игра, в которой участвуют две команды по три человека в каждой и команда судей. Игроки, представляющие дебатирующие команды, называются спикерами. Каждый из спикеров выполняет свои строго определенные обязанности, им отведено определенное время для выступления. Играющие команды также выполняют свои роли: одна команда представляет утверждающую сторону и ее спикеров принято обозначать: У1, У2, У3. Вторая команда представляет отрицающую сторону, ее спикеры обозначаются соответственно: О1, О2, О3.
Обязанности спикера Обязанностями первого спикера утверждающей стороны (У1) являются: представить утверждающую команду; представить тему (утверждение), обосновать ее актуальность; дать определение терминам (понятиям), входящим в тему; представить точку зрения утверждающей команды; обосновать аспекты рассмотрения данной темы; представить аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться (объясняться) путем поддержки (факты, цитаты, статистика, примеры) командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами) – это принято называть кейсом; перейти к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности); закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей 1 команды.
С выступления первого спикера У1 начинаются дебаты, время его выступления – пять минут. После окончания выступления У1 в игру вступает третий спикер отрицающей команды (О3). В течение двух минут он задает перекрестные вопросы первому спикеру команды утверждения (У1) с целью доказать несостоятельность аргументов У1. У1 отвечает на вопросы.
Следующим вступает в игру первый спикер отрицающей команды (О1). За пять минут он должен: представить отрицающую команду; сформулировать основной тезис отрицания (одновременно отрицается тезис, заявленный утверждающей стороной); принять определения понятий и терминов, представленных утверждающей стороной; представить позицию отрицающей стороны; принять аспекты утверждающей стороны или представить другие аспекты; представить кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, то есть те аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры); опровергнуть аргументы утверждающей стороны, выдвинутые спикером У1; закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.
После выступления первого спикера отрицающей команды (О1) наступает очередь третьего спикера команды утверждения (У3), который в течении двух минут задает вопросы первому спикеру (О1) отрицающей команды.
Продолжает игру второй спикер утверждающей команды, который в течении четырех минут: восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров и доказательств; восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре, представленной первым спикером его команды (У1); приводит новые доказательства; повторяет важные аспекты предыдущих доказательств; подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс; новые аргументы не приводятся; заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.
После выступления второго спикера утверждающей команды (У2) первый спикер отрицающей стороны задает перекрестные вопросы второму спикеру (У2) утверждающей команды. У2 отвечает на вопросы две минуты.
Теперь наступает очередь второго спикера отрицающей команды (О2). В течении четырех минут он: восстанавливает отрицающую позицию, использует гипотезы, примеры, доказательства; продолжает опровергать утверждающую позицию; приводит новые доказательства, но при этом не приводит новых аргументов; заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны.
Его выступление, как и выступления предыдущих спикеров, заканчивается перекрестными вопросами, задаваемыми первым спикером (У1) утверждающей команды, О2 отвечает на вопросы две минуты.
Заключительный раунд дебатов открывает третий спикер утверждающей команды. За четыре минуты он: еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (обозначает самые важные вопросы); следует структуре утверждающего кейса; возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (У1) утверждающей команды и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды; выявляет уязвимые места в кейсе отрицающей стороны; сосредотачивает на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны; новые аргументы не приводятся;
Заключает дебаты третий спикер (О3) отрицающей стороны. В течение четырех минут ему предстоит: еще раз акцентировать узловые моменты (обозначает самые важные вопросы); следовать структуре отрицающего кейса; возвратиться к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (О1) отрицающей стороны и объяснить, как они объяснят позицию отрицания; выявить уязвимые места в утверждающем кейсе; сравнить аргументы утверждающей и отрицающей сторон, доказать убедительность аргументов отрицающей стороны; завершить линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других), новых аргументов он не приводит.
Формат дебатов в кратком виде У1 – 5 минут Раунд вопросов О3 к У1 – 2 минуты О1 – 5 минут Раунд вопросов У3 к О1 – 2 минуты У2 – 4 минуты Раунд вопросов О1 к У2 – 2 минуты О2 – 5 минут Раунд вопросов У1 к О2 – 2 минуты У3 – 4 минуты О3 – 4 минуты Таймаут – 6 минут