Кейс – технологии как форма организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся М.А. Иванова, методист ГБОУ СПО ПТ 2
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
–КЕЙС - «Это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. –Кейсы составляют основы беседы группы под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».
К КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯМ, АКТИВИЗИРУЮЩИМ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, ОТНОСЯТСЯ: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии/
Структура описания ситуации: Временная структура кейса – любая ситуация в кейсе происходит по временной системе координат. Поэтому учащиеся, работающие с кейс- материалом, должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Сюжетная структура кейса – четкая сюжетная линия определяет интерес учащихся, их увлеченность материалом. Разъяснительная структура – изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна до мельчайших подробностей. Проблема в кейсе может быть задана несколькими путями : 1-й путь - отсутствует информация об одном из необходимых элементах ситуации. В этом случае задача учащегося - реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы. 2-й путь - в тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации.
Схема анализа практических ситуаций : I. Обобщение II. Формулирование проблемы III. Участники событий IV. Хронология событий (в практической ситуации) V. Концептуальные вопросы VI. Альтернативные решения VII. Рекомендации VIII. План действий (первые шаги)
Технология работы при использовании кейсового метода Фаза работыДействия преподавателяДействия студента До занятия1.Подбирает кейс. 2.Определяет основные и вспомогательные материалы. 3.Разрабатывает сценарий занятий. 1.Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2.Самостоятельно готовится к занятию. Во время занятия 1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2.Делит группу на подгруппы. 3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. 1.Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2.Разрабатывает варианты решений. 3.Принимает или участвует в принятии решений. После занятий1.Оценивает работу студентов. 2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. 1. Составляет письменный отчёт (проект) по данной теме.
Студентам предлагается на рассмотрение проблемная (кейсовая) ситуация, для решения которой создаются творческие группы. Вырабатываются критерии эффективности группы (полнота, глубина проработки проблемы, использование разнообразных источников информации, оригинальность представления, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов). После индивидуального изучения и проработки проблемы группа переходит к её совместному обсуждению, разрабатывает общий проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. В группе выбираются: «координатор», организующий работу; «секретарь», фиксирующий результаты работы группы; «шкипер», представляющий проект на общее обсуждение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.
Как решить? Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Принимает и участвует в принятии решений. (Составляет письменный отчёт (проект) по данной теме.) 1.Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2.Самостоятельно готовится к занятию. Начинать всегда трудно Разработка и назначение бизнес-планирования СТО в условиях мегаполиса по дисциплине Менеджмент специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта I. в чем заключается сущность и назначение бизнес– планирования на СТО? II. Каково содержание бизнес-плана проекта создания СТО? III. Как осуществляется расчет потребности СТО в материальных и трудовых ресурсах IV. назовите статьи затрат на выполнение услуг СТО и проведите методику их расчета? назовите основные показатели оценки эффективности проекта СТО, как рассчитываются эти показатели?
В заключительном этапе подводятся итоги с обоснованием оценки: 1. преподаватель оценивает работу студентов, см. табл. 1 2.преподаватель оценивает принятые решения и поставленные вопросы, см. табл. 2,3 3. оценка работы творческой группы студентов. Критерии Количество баллов 321 Активность студентов Активное участие принимали не только в выступлении, но и задавали вопросы другим участникам Проявили среднюю заинтересованность в выступлении не участвовали в дискуссии, не задавали вопросы другим участникам Аргументированность высказываний и новаторство предложений, практическая значимость исследования Проявили высокий уровень знания исследуемой проблемы, использовали статистические не совсем четко отвечали на вопросы, но с теоретическим материалом ознакомлены, разработали Не точно сформулированы цели и задачи проекта, затруднялись в ответах на вопросы. данные, разработали предложения, проект реальный, социально-значимый. Принимали командное решение собственные предложения, цели, задачи проекта. Существовали небольшие разногласия в группе. Решение принималось одним человеком. Соблюдение регламента Соблюден полностью Частично превысили установленное время Значительно превысили Построение речи Эмоциональная, лаконичная, с использованием категориального аппарата Не эмоциональная речь, частичное использование «слов-паразитов» Отсутствие эмоциональной окраски выступления, постоянное употребление «слов-паразитов», паузы.
Таблица 2 Соответствие баллов пятибалльной системе оценки результатов 20 – 17 баллов 5 (отлично) 16 – 13 баллов 4 (хорошо) баллов3 (удовлетворительно)
Таблица 3 Таблица компетенций Ф.И.О. студента Уровень сформированности инновационно-исследовательской компетенции 0 – не сформирована 1 – частично сформирована 2 - сформирована …
Профессиональные задачи: анализ и диагностика имеющейся управленческой ситуации (объекта управления) для обоснования последующего принятия решения. Результат (продукт) деятельности: информационный продукт полная легальная и объективная информационная модель управленческой ситуации (в виде справки, служебной записки, отчета). Аналитические выводы.
Таким образом, если в течение учебного периода такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Так же способствует развитию учиться самостоятельно, умение анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Такой профессионал всегда будет востребован производством, сферой услуг или научным сообществом. Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы; обладать критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Спасибо за внимание!