ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ДИДАКТИКА = ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ?
Методологические проблемы дидактики : - О тсутствие точных, однозначных определений основных понятий.
Методы обучения Способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных целей (Ю.К. Бабанский) Система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения (И.Я. Лернер) Вид взаимодействия деятельностей учителя и ученика (М.И. Махмутов) Модель единой деятельности преподавания и учения, конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы ( В.В. Краевский)
Методологические проблемы дидактики: - отсутствие четко сформулированных и признанных дидактическим сообществом закономерностей процесса обучения.
Методологические проблемы дидактики: - проведение дидактических исследований, в основном, в русле традиционного («знаниевого») подхода; недостаточная исследованность личностно- ориентированного, компетентностного и других подходов;
Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения, развития и воспитания учащихся.
Цель процесса обучения «Знаниевый» подход Компетентностный Передать ученику систему научных знаний Научить ученика выявлять и решать важные для него проблемы
Функции обучения Знаниевый подходКомпетентностный информационная, руководящая, контролирующая ориентирующая, презентационная, педагогической поддержки
Методологические проблемы дидактики: - преобладание в дидактических исследованиях методов естественных наук (наблюдение, эксперимент).
Основные тенденции развития дидактики а) парадигмальный сдвиг в сторону гуманитарности; б) расширение понятийного поля дидактики; в) создание моделей процесса обучения в различных дидактических подходах.