КАК ВНЕДРИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОПЫТ КРУПНОЙ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ Полищук Юрий Финансовый директор Группа компаний «Инт-инвест»
Э ВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВ ПО Р ОБЕРТУ Х ОУЭЛУ Развитие финансов на предприятии проходит несколько стадий Отношение собственника бизнеса к финансам меняется в зависимости от стадии ИсполнительКонтролерРеинженерПартнерСтратег
К ЛЮЧЕВЫЕ РОЛИ В ПОСТАНОВКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Инициатор – финансы Заказчик – собственник бизнеса Руководитель проекта – директор компании Рыночный стратег – директор по маркетингу Формализация и оцифровка стратегии – финансовый директор Авторы функциональных стратегий – руководители первого уровня
П ОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Определение целей, общей идеиТребование к стратегииПериодичность контроля выполненияРазработка проекта внедрения На этом этапе обязательно согласование всех пунктов с владельцем и директором компании
С ТРУКТУРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
О РГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ Определение списка участников, время, место, пр. Формирование программы: Общее видение развития – главная идея Внешнее окружение Глобальные тенденции рынка Покупатели Конкуренты Поставщики Регулирующие органы, власть, общественные организации Форматы магазинов (продукты компании) Банкиры и инвесторы Внутреннее окружение Собственники Сотрудники Система управления компанией Уровень централизации (взаимодействие центр – регион, холдинг – компания) Формулировка миссии и ценностей
П РИМЕР ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ Содержание Время Примечание Введение10:00 – 10:15Представление целей и задач сессии, правил и графика работы. Уточнение порядка работы Выработка видения Компании: Мозговой штурм, обсуждение. Выработка видения стратегии Компании по отношению к внешнему и внутреннему окружению, а также репутации Компании в глазах внешнего и внутреннего окружения Внешнее окружение: - основные тенденции развития рынка10:15 – 10:45Выделение ключевых тенденций на следующие 5 лет. Включить в анализ Украину, Россию, Белоруссию, Молдавию - покупатели10:45 – 11:15Включая анализ позиционирования Фокстрот, Фоксмарт, Техношара и др. каналов сбыта - конкуренты11:15 – 11:45Внешние и внутренние. Новые игроки и новые правила игры. Поглощение и слияние - поставщики11:45 – 12:15Новые требования - регулирующие органы и органы власти, государство, общество 12:15 – 12:30Изменения - Форматы магазинов (продукты компании) 12:30 – 12:40 - банкиры и инвесторы12:40 – 12:55Новые требования Внутреннее окружение: - акционеры12:55 – 13:25Это понятие включает собственников, партнеров. - сотрудники13:25 – 14:00Все категории сотрудников, включая топ- менеджмент. Обсуждение корпоративных ценностей - Система управления компанией 14:00 – 15:00 - Взаимодействие Центр - регион15:00 – 15:30Вопросы взаимодействия, роли, централизации и децентрализации ряда функций Миссия Компании 15:30 – 16:00Обсуждение и формирование предложения Разработка дальнейших шагов по формированию стратегических целей 16:00 – 16:30Детализация и постановка задач для завершающей стратегической сессии
Ф ОРМАЛИЗАЦИЯ И ОЦИФРОВКА СТРАТЕГИИ По результатам стратегической сессии необходимо сделать: Зафиксировать суть всех обсуждений и принятых решений (протокол) Организовать заседания рабочих групп по нерешенным вопросам Разработать формат финансовой модели, в которую обязательно включить: Объем рынка и долю на рынке компании Долю на рынке ключевых продуктов (сегментов) Прогноз основных макропоказателей Прогноз продаж и цен (наценки) по ключевым продуктам План по развитию (производственная, торговая мощность) Ключевые статьи затрат и общий объем затрат Ключевые дополнительные доходы EBITDA Капитальные инвестиции Баланс (основные статьи активов и пассивов) Чистая прибыль и показатели рентабельности
Ф ИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА ВСЕГОПримечания Объём рынка: Доля рынка: Оборот МД % за период МД $ Дополнительный доход Развитие: Торговые мощности: версия 1 Торговые мощности: версия 2 Логистика: Сервис и производство Капитальные инвестиции Затраты и пр.доходы деятельности: EBITDA Фин.расходы, амортизация, дивиденды Чистая прибыль Баланс Компании Активы Необоротные активы Оборотные средства Пассивы Задолженность Собственныей капитал
Р АЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ Цель – наиболее эффективное достижение стратегических целей, постановка целей второго уровня для подразделений. Структура (соответствует структуре управления компанией): Маркетинговая стратегия Операционная (производственная) стратегия Логистическая стратегия Стратегия HR Финансовая стратегия По завершению разработки – обязательная защита стратегий у руководителя и собственника компании.
Г ОДОВОЙ БЮДЖЕТ И СВЯЗЬ СО СТРАТЕГИЕЙ Цели: Проверка стратегии на работоспособность. На этом этапе дается оценка – будет ли стратегия рабочей или останется на полке. Подготовить необходимые ресурсы и распределить задачи, установить сроки для достижения стратегических планов. Ключевые аспекты: Согласование проводится по ключевым показателям стратегической финансовой модели на этот период. Менеджеры с помощью бюджета должны подтвердить обязательства по достижению стратегических целей. Финансовый директор при защите годового бюджета должен уделить особое внимание согласованности со стратегией.
К ОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ Период контроля равен стратегическому этапу (год). По итогам года проводится анализ выполнения стратегии. Необходимо проводить ранний контроль с помощью прогноза выполнения годового бюджета (факт + корректировка + бюджет). Контроль проводится ежемесячно. Хорошая практика – еженедельный прогноз выполнения бюджета на текущий месяц и год. Бюджет должен стать главным финансовым документом для руководителя компании и Совета директоров. Бюджет в обязательном порядке представляется собственнику, в т.ч. на этапе утверждения, принятия корректировок, формирования факта. Собственник участвует в заседаниях Бюджетной комиссии. Решение о пересмотре стратегии должен принимать собственник бизнеса и руководитель компании. Ежегодно перед началом нового финансового года проводится валидация стратегии и разрабатываются функциональные стратегии на год.