Тарифное меню 2008 года Перекрестное субсидирование Консультант-эксперт департамента цен и тарифов А.А. Пестова Департамент цен и тарифов
2 Основы тарифного регулирования электрической энергии Постановление Правительства РФ от г. 109 – определяет состав затрат и устанавливает критерии экономической их обоснованности Приказ ФСТ России от г. 20-э/2 – устанавливает порядок расчета тарифов 2007 год – существенные изменения нормативной базы по расчету и применению тарифов (частичная либерализация, методика отклонений и т.д.) Департамент цен и тарифов
3 Тарифное меню Постановлениями Губернатора от г. 21 и департамента цен и тарифов от г. 37/1 на 2008 год установлены тарифы: Одноставочные, дифференцированные по числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ) Двухставочные Дифференцированные по зонам суток (зонные) Департамент цен и тарифов
4 Тарифное меню Право выбора тарифов закреплено в ПП РФ от г. 109 На годы тарифы устанавливались в 4-х вариантах – переходный период На 2008 год тарифы установлены в 3-х вариантах – тарифное меню в соответствии с требованиями законодательства (контроль – ФСТ) Департамент цен и тарифов
5 Тарифное меню Новое: Отсутствие установленного среднего одноставочного тарифа Единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии – составляющая конечных тарифов Прозрачность тарифного регулирования – все составляющие тарифов установлены ФСТ и ДЦТ Департамент цен и тарифов
6 Тарифное меню Одноставочный тариф, дифференцированный по ЧЧИМ – зависит от графика работы потребителя: 1-сменный режим – ЧЧИМ от 2000 до 4000 часов в год, непрерывное производство – свыше 7000 часов в год; разница в тарифах до 30% Двухставочный тариф – зависит от характера использования мощности: пиковые нагрузки – невыгодно, равномерный график – значительная экономия на постоянных расходах (плата за мощность), низкая ставка на электроэнергию Департамент цен и тарифов
7 Тарифное меню Тариф, дифференцированный по зонам суток – зависит от графика работы потребителя в течение суток: 1-сменный режим – потребление в пиковой зоне невыгодно, непрерывное производство – сокращение расходов на электроэнергию за счет разница в зонных тарифах ( %) Зоны суток ежегодно утверждаются ФСТ: На 2008 год – приказ ФСТ от г. 15-э Департамент цен и тарифов
Тарифное меню Департамент цен и тарифов Приказ ФСТ от г. 15-э Интервалы тарифных зон суток для ОЭС Центра по месяцам 2008 года янвфеврмартапрмайиюниюлавгсентоктноябдек Ночь Пик. зона Полупиковая зона – остальное время В среднем пиковая зона составляет 5,7 час в сутки, ночная зона – 8 час, полупиковая зона – 10,3 час. 8
9 Мотивация потребителя Точное прогнозирование нагрузки (потребителями не проводится анализ) Внедрение АСКУЭ – статистические данные, возможность регулирования нагрузки Энергосбережение Департамент цен и тарифов
10 Мотивация потребителя Результат: Быстрая окупаемость мероприятий по энергосбережению Сокращение удельного расхода ЭЭ на единицу продукции (сегодня в 3 раза выше аналогичных западных производств) Сокращение издержек (экономия бюджетных средств) Департамент цен и тарифов
11 Мотивация потребителя Результат: Конкурентоспособность продукции Оптимизация графика нагрузки энергосистемы (технологическая надежность) Готовность к 100% либерализации рынка электроэнергии и мощности в 2011 году Департамент цен и тарифов
12 Перекрестное субсидирование Причины возникновения: Тариф для населения ниже экономически обоснованного Рост тарифа для населения ограничен предельными уровнями, в том числе предельным уровня роста совокупных платежей граждан за коммунальные услуги 2008 год – 13,5% на ЭЭ для населения и 20% на коммунальные услуги 2009 год – 15% на ЭЭ для населения 2010 год – 18% на ЭЭ для населения Направление государственной политики – оплата реальной стоимости предоставляемых услуг, сегодня не обеспечено соответствующим ростом доходов населения Департамент цен и тарифов
13 Перекрестное субсидирование Задача Правительства РФ до 2010 года законодательно решить проблему «перекрестки»: Ликвидация (маловероятно, существенные ограничения роста тарифов, социальная значимость услуги) Нетарифный источник компенсации (более реальный вариант, но требует введения жесткого контроля за электропотреблением населения, особенно в случае возмещения расходов из бюджета, (какого уровня?)) Сумма перекрестного субсидирования 2008 года – 597,06 млн. руб. (на 15% ниже показателя 2007 года) Один из механизмов постепенного сокращения перекрестного субсидирования – введение в регионе с 2005 года социальной нормы потребления Департамент цен и тарифов
Спасибо за внимание Департамент цен и тарифов