доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича
Учебные вопросы: 1. Организационно-дидактические основы образования. 2. Характеристика российской образовательной системы.
Организационно-дидактические основы образования
Образование (как общественное явление) – целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образование (как результат) – совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного уровня, содержания, объема и сложности.
Начало - выделение процесса передачи знаний из других видов жизнедеятельности общества Начало - выделение процесса передачи знаний из других видов жизнедеятельности общества Как процесс личностного развития – усвоение уровней культурного наследия общества и связанное с ним индивидуальное развитие личности. Как процесс личностного развития – усвоение уровней культурного наследия общества и связанное с ним индивидуальное развитие личности. Как педагогическое явление – движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Как педагогическое явление – движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
приоритетность образования; приоритетность образования; право на образование; право на образование; гуманистический характер; гуманистический характер; единство образовательного пространства; единство образовательного пространства; возможность интеграции в мировую образовательную систему и др.
совокупность знаний, навыков, умений и соответствующих компетенций, формируемых в процессе образовательной подготовки совокупность знаний, навыков, умений и соответствующих компетенций, формируемых в процессе образовательной подготовки
1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направления подготовки. Обеспечивают: единство образовательного пространства; единство образовательного пространства; преемственность образовательных программ; преемственность образовательных программ; вариативность содержания обучения; вариативность содержания обучения; государственные гарантии уровня и качества образования. государственные гарантии уровня и качества образования. Включают требования к: структуре образовательных программ; структуре образовательных программ; условиям реализации образовательных программ; условиям реализации образовательных программ; результатам освоения образовательных программ. результатам освоения образовательных программ.
2. Образовательная программа – комплекс основных характеристик, организационно-педагогических условий и форм аттестации. Включает: учебный план; учебный план; календарный учебный график; календарный учебный график; рабочие программы учебных дисциплин; рабочие программы учебных дисциплин; оценочные и методические материалы. оценочные и методические материалы.Виды: основные образовательные программы; основные образовательные программы; дополнительные образовательные программы. дополнительные образовательные программы. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных психофизиологических возможностей.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятый профессиональной деятельностью. направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятый профессиональной деятельностью. Андрагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания взрослых. Направления образования: повышение образовательного уровня; повышение образовательного уровня; получение второго образования; получение второго образования; повышение квалификации; повышение квалификации; переподготовка. переподготовка.
ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ Самообразование – активная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области учебной и профессиональной деятельности. Формы самообразования: изучение специальной печатной литературы; изучение специальной печатной литературы; прослушивание лекций, докладов, аудиозаписей; прослушивание лекций, докладов, аудиозаписей; использование электронных ресурсов; использование электронных ресурсов; консультации специалистов; консультации специалистов; собственная практическая деятельность. собственная практическая деятельность.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ непрекращающееся освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы государства и информационных ресурсов. непрекращающееся освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы государства и информационных ресурсов. Психолого-педагогический аспект: опора на самообразование; опора на самообразование; формирование и развитие навыков самоучения; формирование и развитие навыков самоучения; использование современных форм, методов и средств; использование современных форм, методов и средств; увеличение объема жизненного опыта; увеличение объема жизненного опыта; самостоятельный выбор образовательных целей. самостоятельный выбор образовательных целей.
УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ обучающиеся; обучающиеся; педагогические работники; педагогические работники; образовательные учреждения; образовательные учреждения; органы управления; органы управления; работодатели. работодатели.
Характеристика российской образовательной системы
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ совокупность методологических, теоретических и организационных элементов государства, позволяющих решать образовательные задачи различного уровня и направленности. совокупность методологических, теоретических и организационных элементов государства, позволяющих решать образовательные задачи различного уровня и направленности. Личностно-ориентированный подход – формирование гармонично развитой личности, подготовленной к воспроизведению материальной и духовной культуры общества. Главная цель образования - создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Исходные теоретические позиции: объективные объективные субъективные субъективные Содержание определяется социально- экономическим и политическим строем государства, а также уровнем его материально- технического и культурного развития.
СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная организация – некоммерческое учреждение, предоставляющее образовательные услуги в соответствии с имеющейся лицензией. Образовательное учреждение – образовательная организация, осуществляющая обучение по образовательным программам основного и дополнительного образования. Основные заказчики - государство, его ведомства и негосударственные учреждения и организации.
СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Основное образование: общее - дошкольное (д/сад, ЦРР, прогимназия) и школьное (школа, гимназия, лицей)общее - дошкольное (д/сад, ЦРР, прогимназия) и школьное (школа, гимназия, лицей) профессиональное – среднее (техникум, колледж, технический лицей) и высшее (институт, академия, университет)профессиональное – среднее (техникум, колледж, технический лицей) и высшее (институт, академия, университет) научно-исследовательское – аспирантуры и адъюнктуры вузов и НИИнаучно-исследовательское – аспирантуры и адъюнктуры вузов и НИИ Дополнительное образование: общеразвивающее (музыкальные, художественные, спортивные и др. школы, секции и т.д.) общеразвивающее (музыкальные, художественные, спортивные и др. школы, секции и т.д.) профессиональной переподготовки и повышения квалификации (курсы) профессиональной переподготовки и повышения квалификации (курсы)
СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Уровни образования: дошкольноедошкольное начальноеначальное основноеосновное полное (среднее)полное (среднее) высшеевысшее Формы обучения: очное очное очно-заочное (вечернее) очно-заочное (вечернее) заочное (дистанционное) заочное (дистанционное) экстернатное (самообучение) экстернатное (самообучение) домашнее домашнее
СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Категории обучающихся: воспитанники воспитанники учащиеся учащиеся студенты студенты аспиранты аспиранты адъюнкты адъюнкты ординаторы ординаторы ассистенты-стажеры ассистенты-стажеры слушатели слушатели экстерны экстерны
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И АККРЕДИТАЦИЯ Лицензирование – процедура экспертизы, принятие решения, оформления и выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям и уровням образовательной деятельности Аккредитация – осуществление процедуры признания типа образовательного учреждения и его вида
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ специальный вид социального управления, поддерживающий целенаправленность и организованность учебно- воспитательных, инновационных и обеспечивающих процессов в системе образования. специальный вид социального управления, поддерживающий целенаправленность и организованность учебно- воспитательных, инновационных и обеспечивающих процессов в системе образования. Уровни системы управления: федеральный (Минобрнауки); федеральный (Минобрнауки); федерально-региональный (министерства, департаменты); федерально-региональный (министерства, департаменты); муниципальный, городской (департаменты, отделы); муниципальный, городской (департаменты, отделы); образовательного учреждения (ректораты). образовательного учреждения (ректораты).
МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ процедура непрерывного анализа и оценки состояния системы образования, а также эффективности ее функционирования в определенных временных рамках. процедура непрерывного анализа и оценки состояния системы образования, а также эффективности ее функционирования в определенных временных рамках. Уровни мониторинга: учащийся; учащийся; педагог; педагог; управления системой образования. управления системой образования.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ процесс определения уровня соответствия сформированных в ходе обучения знаний, навыков, умений и профессиональных компетенций учащихся действующим образовательным стандартам. процесс определения уровня соответствия сформированных в ходе обучения знаний, навыков, умений и профессиональных компетенций учащихся действующим образовательным стандартам. Компоненты системы оценки: описание элементов оцениваемой системы; описание элементов оцениваемой системы; числовая система оценки; числовая система оценки; интерпретация получаемых числовых значений. интерпретация получаемых числовых значений.
ОСНОВНАЯ Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. Глава 6. – Н.Новгород: НГТУ, –С ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Реан А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие. Глава 13 / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, с. Реан А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие. Глава 13 / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, с. Самыгин С.И. Психология и педагогика: учеб. пособие / С.И.Самыгин, С.А.Сущенко, О.А.Колодницкая. –М,: Феникс, с. Самыгин С.И. Психология и педагогика: учеб. пособие / С.И.Самыгин, С.А.Сущенко, О.А.Колодницкая. –М,: Феникс, с. Психология и педагогика. Федеральный фонд учебных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: index.html Психология и педагогика. Федеральный фонд учебных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: index.htmlwww.ido.edu.ru/ffec/psych- index.htmlwww.ido.edu.ru/ffec/psych- index.html