доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича
Учебные вопросы: 1. Личность как объект изучения. 2. Диагностика психологической сферы личности.
Личность как объект изучения
Принципы изучения: отражения; отражения; развития; развития; связи сущности и явления; связи сущности и явления; единства сознания и деятельности; единства сознания и деятельности; личностного подхода. личностного подхода.
«Изучение психического облика личности включает три основных вопроса: «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса: что хочет человек? что хочет человек? что может человек? что может человек? что есть человек?» что есть человек?»
- жизненный опыт; - направленность личности; - особенности характера; - темперамент; - эмоционально-волевые качества; - привычки; - социально-общественная активность; - физическое развитие; - состояние здоровья.
выявление динамики и тенденций; выявление динамики и тенденций; оценка устойчивости изученного качества; оценка устойчивости изученного качества; определение факторов; определение факторов; оценка сочетаемости. оценка сочетаемости. Рекомендации: применять систему методов; применять систему методов; изучать в различных видах деятельности; изучать в различных видах деятельности; анализировать оценку другими; анализировать оценку другими; сравнивать с другими сотрудниками; сравнивать с другими сотрудниками; учитывать решаемые задачи. учитывать решаемые задачи.
- установка на объективное изучение; - нецелесообразность разглашения информации о сотруднике; - однозначное толкование используемых понятий, категорий и терминов.
Диагностика психологической сферы личности
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 1. Всеобщий метод – законы материалистической диалектики
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 2. Общие методы: наблюдение; наблюдение; эксперимент; эксперимент; диагностическая беседа; диагностическая беседа; анкетирование; анкетирование; анализ результатов деятельности; анализ результатов деятельности; анализ документов; анализ документов; независимых характеристик; независимых характеристик; биографический. биографический.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 3. Специальные методы: тестирование; тестирование; опрос; опрос; проективный метод и др. проективный метод и др.
ПСИХОДИАГНОСТИКА отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально- психологических особенностей личности. отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально- психологических особенностей личности. Главная функция – оценка уровня сформированности профессионально важных личностных свойств и качеств. Цели: сопровождение личностного развития; сопровождение личностного развития; обеспечение коррекционной работы обеспечение коррекционной работы прогноз личностного развития прогноз личностного развития
ВИДЫ МЕТОДИК Стандартизированные. Стандартизированные. Клинические: Клинические: тестовые; тестовые; опросные; опросные; проективные. проективные. Формы методик: индивидуальные и групповые; индивидуальные и групповые; письменные и устные; письменные и устные; аппаратурные и компьютерные; аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные. вербальные и невербальные.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ НАДЕЖНОСТЬ – стабильность получаемых результатов в различных условиях. НАДЕЖНОСТЬ – стабильность получаемых результатов в различных условиях. ВАЛИДНОСТЬ – степень достоверности результатов того психического явления, которое необходимо диагностировать. ВАЛИДНОСТЬ – степень достоверности результатов того психического явления, которое необходимо диагностировать.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ Тестовые: Тестовые: Корректурная проба с помощью бланков с буквами. Корректурная проба с помощью бланков с буквами. Перепутанные линии. Перепутанные линии. Устные задачи. Устные задачи. Отыскание чисел. Отыскание чисел. Устные задачи с запоминанием Устные задачи с запоминанием
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ Опросные: Опросные: Личностный опросник Ганса Айзенка. Личностный опросник Ганса Айзенка. 16-ти факторный личностный опросник Реймонда Кеттела. 16-ти факторный личностный опросник Реймонда Кеттела. Социометрический опрос. Социометрический опрос.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ Проективные: Проективные: Структурирования (чернильные пятна Германа Роршаха). Структурирования (чернильные пятна Германа Роршаха). Дополнения (неоконченные предложения). Дополнения (неоконченные предложения). Катарсиса (психодрама). Катарсиса (психодрама).
МЕТОДИКИ САМОПОЗНАНИЯ Прогрессивные матрицы Дж. Равена НАЗНАЧЕНИЕ – измерение уровня интеллектуального развития (IQ). НАЗНАЧЕНИЕ – измерение уровня интеллектуального развития (IQ). ИНТЕЛЛЕКТ – устойчивая структура умственных способностей, проявляющаяся в форме процессов, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации ИНТЕЛЛЕКТ – устойчивая структура умственных способностей, проявляющаяся в форме процессов, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации
Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 17. – СПб.: Питер, с. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 17. – СПб.: Питер, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 3. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 3. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Психология и педагогика: практикум. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Калюжный А.С. Психология и педагогика: практикум. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: