«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова 8 июня 2004 г.
Болонская декларация 19 июня 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о создании единых европейских стандартов высшего образования, взаимном признание дипломов вузов, чтобы облегчить доступ к знаниям во всех странах Европы
Болонская декларация: стратегия Гармонизация образования в Европе Объединение национальных рынков подготовки кадров в Европейском Союзе
Основные условия обновления образовательных программ: Переход от дисциплинарной (предметной) к модульной системе обучения Четкое разделение вузовского и последипломного образования; Аккредитация образовательных программ
Основные изменения для российского образования Переход к двухступенчатой системе высшего образования: бакалавр – магистр Перевод методов расчета объема работы и нагрузки из часов в кредиты Переход к одноступенчатой системе ученых степеней: Доктор (PhD)
Болонский процесс: Кредиты Введение кредитной системы учета объема изучаемых дисциплин (вместо принятых учебных часов) Не существует прямого перевода часов в кредиты (необходим учет трудоемкости и важности), однако, предполагается 1 кр. – 36 часов (18 ауд.+18 самост.) Число зачетных единиц в индивидуальном учебном плане не должно быть меньше 60 в год
Болонский процесс: Учебный план а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но не последовательно в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору Соотношения трудоемкости между группами дисциплин «а», «б» и «в» устанавливается вузом (факультетом) на основании действующих ГОС
Болонский процесс: качество Внедрение в вузах внутренних систем и механизмов контроля качества учебного процесса (с участием студентов, преподавателей, внешних экспертов) Создание государственной системы контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов, отвечающей требованиям Европейского сообщества
Болонская конвенция (Всемирная Федерация медицинского образования) Реформы в медицинском образовании необходимы, чтобы: Адаптировать медицинское образование к изменяющимся условиям работы систем здравоохранения Внедрить международные стандарты улучшения качества базового и последипломного образования
Основные условия обновления образовательных программ (ВФМО): Гармонизация структуры медицинского образования в Европе Введение новых, а не приспособление старых учебных планов; Гарантированный уровень качества на основе приобретенных компетенций, а не затраченного учебного времени
Ступени Бакалавр (3-4 года) Магистр (1-2 года)Специалист (6 лет) Среднее образование Университетская система Традиционная система
Ступени медицинского образования: Россия Высшее образование: лет Диплом о высшем образовании Ординатура Интернатура
Возможности для подготовки специалистов по общественному здоровью Стартовый уровень образования: высшее медицинское(обусловлено кадровой политикой) Формат подготовки: первичная специализация, переподготовка, повышение квалификации Т.е., последипломная подготовка
Магистратура – второе высшее 1. Платность 2. Отсутствие кадровых решений
Магистратура – базовое образование Медицинское - ??? Место в ряду с «медико-профилактическим делом» (проведите границу) В случае выбора: проблема предпочтения степени магистра диплому врача Потенциальная конкуренция за потенциального слушателя
Не магистратура? Интернатура/ординатура/ОУ и т.п.? Проблема гармонизации Все равно возникает вопрос трудоустройства
Выводы Вопросы открыты Найти консенсус в своих рядах Довести до всех ветвей власти суть вопроса Требуется активность в нормотворчестве