Автор: учитель-логопед Кошелева Виктория Николаевна МКДОУ детский сад «Рябинка» п.Куминский Методическое пособие для логопедической работы с дошкольниками «Команда звуков»
Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи При работе с данным пособием решаются следующие задачи: Дать представление о способах образования речевых звуков на основе звукоподражания. Развивать правильное звукопроизношение через формирование артикуляционно-акустического образа звука. Развивать фонематический слух посредством дифференциации звуков близких по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука. Формировать и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи через развитие навыков словообразования и словоизменения. Развивать связную речь.
Пособие включает в себя: Объемные фигуры, соответствующие звукам: С, З, Ц, Ш, Ч, Щ, Л, Р Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах Картотека предметных картинок на данные звуки и по лексическим темам
Формирование правильного произношения звуков на всех этапах коррекционной работы: Произнесение звука в изолированной форме – звукоподражание в соответствии картинками 1 этап С-С-С работает насос З-З-З звенит комар Ц-Ц-Ц стрекочет кузнечик Ш-Ш-Ш шипит змея Ж-Ж-Ж жужжит жук Щ-Щ-Щ чистит щетка Л-Л-Л гудит самолет Р-Р-Р работает мотор у машины План анализа артикуляции звука: Положение губ Положение зубов Положение языка Характер воздушной струи Наличие голоса Ч-Ч-Ч едет паровозик
2 этап Автоматизация звука в слогах – пропевание или проговаривание слогов с заданным звуком
3 этап Автоматизация звука в словах – проговаривание слов с заданным звуком в различных фонетических позициях. Развитие фонематических процессов.
4 этап Автоматизация звука в предложениях - составление предложений и рассказов с использованием картинок. Развитие связной речи.
5 этапДифференциация звуков, смешиваемых на слух и в произношении
Пособие может использоваться для организации дидактических игр: на развитие лексико-грамматических категорий («Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи, сколько?», «Подбери признаки» и др.); формирование фонематического слуха и восприятия («Есть ли в слове данный звук?», «Где спрятался звук?», «Раздели, кому что?» и др.); закрепление и обогащение словаря («Опиши предмет», «Составь рассказ», «Расскажи, для чего?» и др.)
Автоматизация «Л» тема «Животные» Автоматизация «С» Игра «Что для чего?» Звуковой анализ слова ПИЛА