1 Пенсионная реформа в странах Центральной и Восточной Европы Элен Фультц Старший специалист по социальному обеспечению МОТ, Будапешт
2 Презентация: Региональный проект технического сотрудничества МОТ (Будапешт) –Региональные тенденции –Вопросы и проблемы
3 Региональные тенденции: Изменение структуры государственных пенсионных планов Укрепление финансирования пенсионных планов Сокращение государственных пенсионных планов и их замена индивидуальными накопительными планами, переданными в управление частным компаниям
4 Изменение структуры пенсионных планов: Персонализация пособий Устранить перераспределение Учитывать большее число отработанных лет Условные счета с фиксированными взносами (NDC)
5 Пенсионный возрастной ценз – Новые страны-члены ЕС Действующее законодат. МужчиныЖенщины Чешская Республика 1995,2003Увеличение до 63 лет к 2013 по 2 месяца в год Увеличение до лет (в зависимости от числа детей) по 4 месяца в год к 2013 Эстония1998, в силе с года Увеличение до 63 лет в 2016 по 6 месяцев в год Венгрия1996Увеличение до 62 лет в 2001 по 1 году через каждый год Увеличение до 62 лет в 2009 by 1 year every second year Латвия1998Увеличение до 62 лет в 2003 по 6 месяцев в год Увеличение до 62 лет в 2008 по 6 месяцев в год Литва1994, 2000Увеличение до 62.5 лет в 2003 по 6 месяцев в год Увеличение до 60 лет в 2006 по 6 месяцев в год Польша1998 (в силе с 1999) 65 лет, устранение раннего ухода на пенсию с лет, устранение раннего ухода на пенсию с 2007 Словацкая Республика 2003Постепенное увеличение до 62 лет Как для мужчин Словения
6 Унифицированный сбор взносов Латвия (1996) Словения (1996) Эстония (1999) Венгрия (1999) Болгария (2002) Румыния (2003)
7 Приватизация пенсионных планов Как избежать кризиса пожилого возраста, Всемирный банк, 1994 –Распределительные пенсионные системы утратили стабильность вследствие старения населения –Коррумпированность правительств, завышенные обещания –Обе проблемы можно обойти путем сокращения государственных пенсионных систем и их замены индивидуальными накопительными счетами, переданным в управление частным компаниям
8 Приватизация системы пенсионного обеспечения в странах-членах ЕС Страны с обязательными индивидуальными накопительными счетами и управлением ими на коммерческой основе Страны, в которых такие счета отсутствуют Венгрия (1998)Чешская Республика Польша (1999)Литва Латвия (2001)Словения Эстония (2002) Словакия (2003)
9 Вопросы и проблемы Влияние второго уровня на первый Финансовые издержки переходного периода –Брешь в финансировании государственной системы пенсионного обеспечения путем перевода определенной части взносов на новые частные накопительные счета
10 Финансовые издержки переходного периода в Польше Chlon, Agnieszka, "The Polish Pension Reform of 1999," in Fultz, E., Ed., Pension Reform in Central and Eastern Europe, Vol. 1, ILO: Budapest, Поступления по приватиз. Кред.ост. Сбережения гос.сист. % ВВП
11 Доходность частных инвестиций Доклады МОТ (декабрь 2004) Венгрия3.75% - средняя внутренняя доходность за первые 6 лет действия частной системы 6.6% - уровень инфляции Польша20.3% - прирост сбережений во втором уровне системы за декабрь 1999 – июнь % - уровень инфляции
12 Венгрия – на конец 2005 ( ) 6.8% средний уровень доходности 6.1% средний уровень инфляции 0.7% увеличение доходности для трудящихся
13 Почему доходность бывает низкой/отрицательной? Спад на рынке ценных бумаг? Сборы и взносы предприятий?
14 Административные сборы и их влияние Польша 2001 Польша с новым законод. Казахстан 2001 Казахстан новый закон Хорва- тия 2002 Хорва- тия законопро ект Разовая вступит. комиссия (% от взноса) Сбор за управление (% активов) 0.6до 0.54нет0.6нет1.2 Поощри- тельная премия (% от прибыли) нетдо 0.06% активов нет Сокраще- ние активов Сокращ. доходности Chlon, Agnieszka, "Funded pensions in the transition economies of Europe and Central Asia: Design and Experience", FIAP, 2004.
15 Переосмысление приватизации Ошибки экономической науки Игнорирование условий, необходимых для обеспечения успеха
16 Всемирный Банк (2001): В конечном итоге обе системы (распределительная и накопительная) требуют, чтобы следующие поколения выполняли свои обязательства либо в виде текущих взносов (в ненакопительных системах), либо путем выкупа накопленных активов (в накопительных системах). Деньги, отложенные на пенсионное обеспечение, не меняют дела …
17 Всемирный Банк (2006): исходные условия многоуровневой реформы Макроэкономическая стабильность Развитый банковский сектор Низкий риск коррупции
18 Во многих странах отмечалась была высокая инфляция в период реформирования Прирост индекса потребительских цен
19 Реформы многоуровневой системы в некоторых странах ЦВЕ осуществляются в неудовлетворительных финансовых условиях Рейтинг ЕБРР в период реформирования
20 Во многих странах в период реформирования был высокий уровень коррупции Борьба с коррупцией (в %) в дореформенный год по оценке Института Всемирного Банка
21 Новое понимание Кризис пожилого возраста не будет устранен путем изменения финансирования пенсионного обеспечения В любых видах систем пенсионного обеспечения важным является результат экономической деятельности страны и соотношение трудящихся к пенсионерам. Создание бреши в финансировании государственной пенсионной системы обострит проблему демографического старения населения
22 Уровень занятости в 2002 г. Chlon, Agnieszka, "Funded pensions in the transition economies of Europe and Central Asia: Design and Experience", FIAP, Уровень занятости в возрастной группе летних Уровень занятости в возрастной группе летних в среднем Европе