ЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Горбунов Иван Анатольевич
Проблемы современного российского общества Социальная пассивность Нежелание граждан участвовать в политической жизни страны Нежелание граждан взаимодействовать с государством
Этика и мораль: социальный феномен или физиологическая особенность? Марк Хаузер В теории Марка Хаузера утверждается, что люди обладают врожденным моральным инстинктом, действующим независимо от их пола, образования и вероисповедания. Благодаря этому инстинкту, они могут быстро и неосознанно выносить суждения о добре и зле.
Механизм принятия этических решений Стимул Механизм принятия решения о моральности Размышления Чувства Действие
«Трамвайные» задачи Мы не понимаем как выносим моральные суждения.
А изменяются ли моральные суждения у больных шизофренией совершивших социально опасные действия? Да изменяются, но они правильней, чем у условно здоровых испытуемых по первой задачке. Они связаны с умением больных распознавать и выражать различные эмоции. Умение распознавать и выражать эмоции грусть и радость влияет на правильность решения первой «трамвайной» задачки.
Россия: Я никогда и нигде не видела более угрюмых людей... (Ю. Ченцова-Даттон)
Abbott & Sapsford, 2006; Averina et al., 2005; Balatsky & Diener, 1992; Pikhart et al., 2004; Veenhoven, 2001 Удовлетворенность жизнью и эмоции в зависимости от уровня жизни Россия выбивается из общего ряда в: Удовлетворенности жизнью Отрицательных эмоциях
Если у Российских граждан эмоциональная сфера отклоняется в сторону отрицательных эмоций то: Возможно у них также изменен механизм принятия моральных решений?
Владимир Лефевр «Алгебра совести» Мир способен заставить любого человека не поддаваться искушению. Однако если мир сам есть источник искушения, человек может противостоять ему лишь при условии, что самая мысль, что он поддается искушению ужасает его.
Распределение моральных суждений Эксцесс распределения Нормальное распределение
Две этические системы 1 добро победит в борьбе со злом Конфронтация «добра» и «зла» есть «добро» Компромисс «добра» и «зла» есть «зло» 2 добро победит Конфронтация «добра» и «зла» есть «зло» Компромисс «добра» и «зла» есть «добро»
Возможные различия между этическими системами Индивиды, стремящиеся к добру стремятся к конфронтации со злом Индивиды, стремящиеся к добру не вступают в компромисс со злом В обществе при малейшем проявлении зла чаще возникает конфронтация При незначительном увеличении зла, в результате борьбы с ним отрицательные эмоции увеличиваются в процессе борьбы, но при возможной победе, уменьшаются. Индивиды, стремящиеся к добру не стремятся к конфронтации со злом Индивиды, стремящиеся к добру могут вступать в компромисс со злом В обществе даже при значительном проявлении зла не возникает конфронтация (устойчивость к кризисам) При неизбежном увеличении зла, увеличивается количество отрицательных эмоций (чувства горя и вины)
Взаимоотношения индивида и государства – основной силы в борьбе со злом 1 Так как борьба со злом, является добром, государство интерпретируется как «добро». Компромисс с государством есть добро, он не порождает отрицательных эмоций 2 Так как борьба со злом – есть зло, то государство интерпретируется как «зло» Компромисс с государством есть добро, но он порождает отрицательные эмоции, следовательно его избегают
Выводы При принятии гипотезы о наличии различных этических систем появляется возможность моделирования российских социальных явлений, учитывая в модели существование моральных решений. Данная модель может объяснить некоторые феномены социальной жизни и психического статуса граждан Используя данные модели можно предсказывать характер развития общества при изменении различных факторов: Экономические и политические кризисы Увеличение взаимодействия индивидов вследствие использования новых технологий и включения в социальные сети Эмиграционные процессы Постепенную смену этической системы вследствие все большего принятия норм и ценностей западной цивилизации