Медиация Басилян Армина Артуровна Студентка магистратуры факультета психологии НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва
Посредничество беспристрастных третьих лиц Добровольность / самоопределение Вовлечение всех участников конфликта Ориентация на достижение консенсуса
ВА
А В проблема
Инте ресы/потребност и Чувства Проблемы отношений Внутриличностным проблемы Ценности Недоразумения/ Проблемы общения Информация Способ видения Структурные условия Предметный конфликт
Структурные условия Точка зрения информация Недоразумение/ Проблемы общения ценности Предметный конфликт Внутриличностные проблемы Чувства Интересы/ потребности Проблема отношений
Материал обобщен в ходе практической работы МБОУ Одинцовский центр диагностики и консультирования по обращению школы 4. Ежегодно по различным проблемам к психологам обращаются 900 – 1200 детей и родителей.
Проблема Затруднения в учебе Школьная дезадаптация Неврозы, депрессии Попытки суицида Рэкет Наркотическая зависимость Алкогольная зависимость Прочие ИТОГО:
МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ С ПОМОЩЬЮ ТРЕТЬЕЙ НЕЙТРАЛЬНОЙ СТОРОНЫ МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ С ПОМОЩЬЮ ТРЕТЬЕЙ НЕЙТРАЛЬНОЙ СТОРОНЫ
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ: Повышение качества учебного процесса. Профилактика стресса; Повышение качества учебного процесса. Профилактика стресса; Положительное влияние на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей; Положительное влияние на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей; Улучшение качества воспитательного процесса. Обучение школьников способам конструктивного разрешения проблем. Улучшение качества воспитательного процесса. Обучение школьников способам конструктивного разрешения проблем.
Повышенная «невротизация» диагностируется у 55 – 83 % школьников, а более половины учеников имеют хронические болезни
ПОДВЕРГАЛСЯ ЛИ ТЫ РЭКЕТУ? (в среднем по школе)
Причиной нежелания идти в школу дети называют факты вымогательства и конфликты с учителями
ВЫСОКИЙ РИСК ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
ПРИЧИНА НЕЖЕЛАНИЯ ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ – КОНФЛИКТЫ С УЧИТЕЛЯМИ
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ: - ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕБЕ, - РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА. - РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА. ТАКИЕ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ПОВОДУ СВОЕЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. ТАКИЕ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ПОВОДУ СВОЕЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. ДВА ОСНОВНЫХ ТИПА РЕАГИРОВАНИЯ: - НЕВРОТИЧЕСКИЙ, - НЕНОРМАТИВНЫЙ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ШКОЛЕ оценивают как критический (в баллах)
НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
Выраженность психических свойств в 5-10 классах Психические состояния 5-е классы6-е классы7-е классы8-е классы9-е классы10-е классы тревожность23, 03 %34, 5 %18 %21, 5 %26, 25 %34, 5 % агрессивность59, 3 %56, 5 %51, 5 %36, 5 %54, 75 %61 % фрустрация49 %19 %12, 5 %11, 5 %19, 25 %20 % ригидность75, 3 % 74 %64, 5 %56 %59, 75 %63 %
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТРЕНИНГ Тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития общения, базовым методом которого является групповая дискуссия и ролевая игра
ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ Мастер-класс ориентирован на формирование у детей и молодежи навыков и способностей достойного поведения в напряженных и конфликтных жизненных ситуациях
Спасибо за внимание.