Интегрированный подход обучения дошкольников - основополагающий в ФГТ (консультация для воспитателей) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 358 «Лесная полянка» Виноградова Елена Борисовна, заместитель заведующего заместитель заведующего по воспитательно-методической работе по воспитательно-методической работе
Значимость интегрированного подхода в обучении детей определяется следующим: Значимость интегрированного подхода в обучении детей определяется следующим: Мир, который окружает детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Использование интегрированного подхода в процессе обучения развивает творческий потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование интегрированного подхода в процессе обучения развивает творческий потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма непосредственно образовательной деятельности - нестандартна, интересна. Использование различных видов в процессе ее проведения поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательной деятельности. Форма непосредственно образовательной деятельности - нестандартна, интересна. Использование различных видов в процессе ее проведения поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательной деятельности. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, развития его педагогического мастерства. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, развития его педагогического мастерства.
Но интеграция в обучении, которая была ранее, отличается от интеграции с учетом ФГТ. Обучение до введения ФГТОбучение с учетом ФГТ Занятие - основная форма учебной деятельности (один из видов занятий – интегрированный) Обучение в процессе различных видов детской деятельности (интеграция детских видов деятельности, в ходе которых должны реализовываться задачи ООП) Интеграция в процессе обучения осуществлялась на интегрированных занятиях по предметному принципу (т.е. интеграция тех или иных разделов программы) Обучение строится на основе принципа интеграции образовательных областей (данный принцип соответствует возрастным особенностям дошкольников)
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.( на примере образовательной области«Здоровье ») Варианты интеграции (по Н.Фединой и О.Скоролуповой): (по Н.Фединой и О.Скоролуповой): Образовательная область Интеграция с содержанием других образовательных областей «Здоровье»«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей); «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представления о здоровье и здоровом образе жизни человека); «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни); «Безопасности» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья); «Коммуникация» (развитие свободного общения взрослых и детей по поводу здоровья и здорового образа жизни)
Интеграция детской деятельности: Музыкальная и двигательная деятельность (утренняя гимнастика под музыку); Музыкально-художественная и продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки); Познавательно - исследовательская, игровая и коммуникативная деятельность (игры с правилами, направленные на познавательно- речевое развитие) и т.д.
Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей : НОД – продуктивная деятельность (создание коллективной аппликации). Программные задачи образовательных областей: «Художественное творчество» - учить детей вырезать геометрические фигуры, составлять из них композицию, создавать определенный аппликационный образ; «Познание» - продолжать развивать у детей понятие формы, а также восприятие основных и оттеночных цветов; «Социализация» - воспитывать у детей чувство эмоциональной отзывчивости; «Коммуникация» - учить детей договариваться, коллективно приходить к выполнению общей работы.
Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: Средство - чтение художественной литературы, способствует решению задач не только образовательной области «Чтение художественной литературы», но и как средство решает задачи других образовательных областей: «Социализации» (чтение стихов и рассказов об армии для решения задач патриотического воспитания); «Познание» (чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок о природе для решения задач экологического воспитания) и т.д.
Требования, для осуществления интеграции при организации НОД: Четкость, продуманность, сжатость учебного материала. Логическая взаимосвязь материала интегрируемых образовательных областей и видов детской деятельности. Большая информационная емкость материала, используемого в непосредственно образовательной деятельности. Системность и доступность преподносимого материала. Педагоги и дети должны быть партнерами по совместной деятельности. Программный материал должен даваться, как увлекательный игровой материал, как событие. Постоянно должна происходить смена детской деятельности. Педагог должен побуждать детей сравнивать, анализировать, обобщать, творчески выполнять те или иные задания. Необходимо соблюдать временные рамки при проведении. организованной непосредственно образовательной деятельности.
Алгоритм подготовки интегрированной образовательной деятельности: Алгоритм подготовки интегрированной образовательной деятельности: Выбор темы. Формулировка задач образовательных областей, которые будут интегрироваться, решаться в процессе непосредственно образовательная деятельность. Отбор материала, на котором будет строиться проводимая НОД. Выбор структуры непосредственно образовательной деятельности, видов детской деятельности. Отбор методов и приемов.
Методы и приемы, рекомендуемые для организации и проведения интегрированной НОД: Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д.); Наглядные методы (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.); Практические методы (поиск, опыт, эвристическая деятельность, продуктивная деятельность и т.д.); Проблемные (ситуации, игровая мотивация к деятельности, проекты и т.д.).