Когнитивные стили и их место в структуре психологических признаков (решение психологической проблемы средствами психогенетики)
Общее определение Когнитивные стили представляют собой типичные для индивида способы получения, хранения и использования информации. Относятся к числу динамических характеристик Онтогенетически стабильны Социально равноценны
Какими способами достигается одинаковый результат Каковы результаты, при достижении которых были использованы разные способы
Психологическая дифференцированность Специализация нейрофизиологических функций Структурированность представлений о своих физических качествах (сформированность схемы тела) Специализация регуляторных и защитных механизмов Зависимость-независимость от поля (когнитивный стиль) Особенности межличностных отношений (способность сохранять автономность)
Структура когнитивных стилей Когнитивно- аффективные стили Когнитивные стили Аффективные стили
Тест включенных фигур. Вариант для детей
Тест включенных фигур. Вариант для взрослых
Интеллект Когнитивные стили IQ C.st. 5 лет 3 лет4 года5 лет 3 лет4 года
Интеллект Когнитивный стиль IQ C.st. 6 лет7 лет13 лет16 лет 6 лет7 лет13 лет16 лет
Интеллект Креативность IQ Creat. 6 лет7 лет10 лет 6 лет7 лет
Сравниваемые Родственники Корреляции Кол-во пар 100% общих генов МЗ близнецы 0, % общих генов ДЗ близнецы 0,36240 Сиблинги 0,27944 Родители – дети 0, Биологические родители – дети 0, % общих генов Приемные родители – дети 0,02100 Внутрипарное сходство родственников по показателям зависимости-независимости от поля (Е.Л. Григоренко, М. ЛаБуда, 1996)
Степень генетического сходства сравниваемых людей Коэффициенты внутрипарной корреляции Кол-во пар Генетически идентичные (100% общих генов) МЗ близнецы, выросшие вместе Разлученные МЗ близнецы Генетически связанные друг с другом (50% общих генов) Живущие вместе ДЗ близнецы Ребенок, выросший с родителями, и один из родителей Сиблинги (братья и сестры) Живущие врозь Биологические родители - дети Родные сиблинги, усыновленные в разные семьи Генетически не связанные друг с другом (0% общих генов) Живущие вместе Приемный ребенок - родители Дети, выросшие вместе Внутрипарное сходство родственников по интеллекту
Компоненты фенотипической дисперсии показателей зависимости-независимости от поля 6 лет
Компоненты фенотипической дисперсии показателей зависимости-независимости от поля 7 лет
Компоненты фенотипической дисперсии показателей зависимости-независимости от поля 13 лет
Компоненты фенотипической дисперсии показателей зависимости-независимости от поля 16 лет
Возрастная динамика изменения показателей наследуемости и среды 6 лет 7 лет 13 лет16 лет
Компоненты фенотипической дисперсии показателей импульсивности-рефлексивности 13 лет
Компоненты фенотипической дисперсии показателей импульсивности-рефлексивности 16 лет
Возрастная динамика изменения показателей наследуемости и среды 13 лет 16 лет
Конкордантность близнецов по зависимости-независимости от поля Возраст Конкордант- ность МЗ близнецов в % Конкордант- ность ДЗ близнецов в % 688,189,7 737,242,8 1670,361,3
Конкордантность близнецов по импульсивности-рефлексивности ВозрастКонкордант- ность МЗ близнецов в % Конкордант- ность ДЗ близнецов в % 661,972,2 769,888,9 1673,256,1
Количество взаимосвязей между психологическими характеристиками Психологические характеристики % статистически значимых связей в группе ведомых по сравнению с группой лидеров Внутри каждой группы показателей Темперамент61 Интеллект89 Когнитивные стили54 Креативность95 Между группами показателей Темперамент и интеллект67 Темперамент и когн. стили36 Темперамент и креативность150 Интеллект и когн. стили100 Интеллект и креативность75 Когн. стили и креативность200
Соотношение между интеллектом и когнитивными стилями
Аттитюды на социальные изменения Неопределенность ситуации Ухудшение жизни детей Потеря безопасности Общий пессимизм и страх будущего Локус контроля
Внутрипарное сходство близнецов по общему интеллекту (слева) и зависимости-независимости от поля (справа) в группах с разной адаптацией к социальным изменениям
Внутрипарное сходство близнецов по невербальному интеллекту (слева) и рефлексивности-импульсивности (справа) в группах с разной адаптацией к социальным изменениям