А.Н. ГУСЕВ Взгляд на проблему бдительности с позиций дифференциальной психофизики #1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уточкин Игорь Сергеевич «РЕСУРСНЫЕ» ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ.
Advertisements

Оптимальная область оптимума активации: о возможности использования закона Йеркса-Додсона И.С. Уточкин Москва, 14 апреля 2004.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Связь факторов темперамента со способностью к концентрации внимания Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Влияние зрительного опыта на формирование акустически направляемого оборонительного поведения Е.В.Корнеева, А.А.Тиунова, Л.И.Александров Институт высшей.
Зависимость выбора уровня сложности задачи от способности концентрации внимания Гусева Диана, 3 курс «Психология»
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
L/O/G/O Возможности интегрированных проектов в учебно-воспитательной работе классного руководителя Пономарева Е.Ф.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
«Цена» решения как детерминанта фиксированности диапазона применимости обобщений практического опыта И.Ю. Владимиров (ЯрГУ им.П.Г.Демидова, Ярославль)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА. Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию проектирование и.
Транксрипт:

А.Н. ГУСЕВ Взгляд на проблему бдительности с позиций дифференциальной психофизики #1

Бдительность: проблемы психофизики и психологии устойчивого внимания Df: Бдительность (vigilance) – способность человека своевременно обнаруживать (различать, опознавать) сигнал и выполнять адекватные ответные действия в течение длительного времени. De-facto: исследование решения сенсорно-перцептивных задач. Df: Бдительность (vigilance) – способность человека своевременно обнаруживать (различать, опознавать) сигнал и выполнять адекватные ответные действия в течение длительного времени. De-facto: исследование решения сенсорно-перцептивных задач. #2

PsychInfo: количество публикаций по проблеме Vigilance c 1887 по 2003 г.г. Проблемы: психология внимания, психофизика, авиационная и космическая психология, эргономика, психология рекламы; проектирование искусственных информационных сред. Проблемы: психология внимания, психофизика, авиационная и космическая психология, эргономика, психология рекламы; проектирование искусственных информационных сред.

Цель 4-х циклов исследования (1984…2004 г.г.) – показать системную детерминацию процесса обнаружения сигнала как решения сенсорной задачи. Объект исследования – решение субъектом задачи по обнаружению зрительных и слуховых пороговых и около пороговых сигналов. Предмет исследования – роль ситуационных факторов, интра- и интериндивидуальных различий в решении субъектом задачи обнаружения сигнала. #3

Теоретико-методологические рамки Системно-деятельностный подход (Леонтьев, Асмолов). Системно-деятельностный подход (Леонтьев, Асмолов). Субъектный подход в психофизике (Бардин, Михалевская, Скотникова): обнаружение сигнала как решение сенсорной задачи. Субъектный подход в психофизике (Бардин, Михалевская, Скотникова): обнаружение сигнала как решение сенсорной задачи. Ресурсный подход (Kahneman, 1973; Navon, Gopher, 1979 ). Ресурсный подход (Kahneman, 1973; Navon, Gopher, 1979 ). Общепсихологическое представление процесса решения сенсорной задачи: происходит формирование «функционального органа» (Ухтомский, Бернштейн, Леонтьев) или «воспринимающей функциональной системы» (Анохин, Леонтьев). Общепсихологическое представление процесса решения сенсорной задачи: происходит формирование «функционального органа» (Ухтомский, Бернштейн, Леонтьев) или «воспринимающей функциональной системы» (Анохин, Леонтьев). #4

Какие взгляды на проблему динамики бдительности имеются в литературе? Пороговые задачи на бдительность гораздо труднее для наблюдателя, чем предполагалось ранее (Уильям Дембе и др.). Пороговые задачи на бдительность гораздо труднее для наблюдателя, чем предполагалось ранее (Уильям Дембе и др.). «Шкала индексов нагрузки, вызываемой у испытуемого экспериментальной задачей» ( TLX-scale: Eggemeier, 1988; Hart, Staveland, 1988; Nygren, 1991). Общая нагрузка от 0 до 100 баллов по 6 источникам нагрузки: 3 ресурса - умственный, временной, физический; 3 характера взаимодействия наблюдатель-задача исполнение, усилие и фрустрация. Роль условий решения задачи. «Шкала индексов нагрузки, вызываемой у испытуемого экспериментальной задачей» ( TLX-scale: Eggemeier, 1988; Hart, Staveland, 1988; Nygren, 1991). Общая нагрузка от 0 до 100 баллов по 6 источникам нагрузки: 3 ресурса - умственный, временной, физический; 3 характера взаимодействия наблюдатель-задача исполнение, усилие и фрустрация. Роль условий решения задачи. #6

Таксономия задач на бдительность (Р. Парасураман и Р. Дэвис, 1977). Таксономия задач на бдительность (Р. Парасураман и Р. Дэвис, 1977). Усложнение условий требует от субъекта активной ориентировки в экспериментальной ситуации: анализа сенсорной информации, отслеживания структуры стимульной последовательности и своих ответов, учета значимости решаемой задачи, определения цены ошибок и правильных ответов. Усложнение условий требует от субъекта активной ориентировки в экспериментальной ситуации: анализа сенсорной информации, отслеживания структуры стимульной последовательности и своих ответов, учета значимости решаемой задачи, определения цены ошибок и правильных ответов. при решении пороговой задачи, «сенсорная информация является не единственным, а в условиях ее дефицита, даже и не главным фактором, детерминирующим результат решения…» (Асмолов, Михалевская, 1974). при решении пороговой задачи, «сенсорная информация является не единственным, а в условиях ее дефицита, даже и не главным фактором, детерминирующим результат решения…» (Асмолов, Михалевская, 1974). #6

Какие взгляды на проблему динамики бдительности имеются в литературе? Личностные и ситуационные факторы: Личностные и ситуационные факторы: 1. Личностные переменные – результат оценивания стабильных характеристик индивидуальных различий. 2. Ситуационные переменные - условия, в которых решается задача. Задаются методикой эксперимента (спецификой реальной деят-ти). 3. Актуальное состояние субъекта результат комбинации его личностных черт и условий ситуации. #6

4. Изучение мотивации как конструкта, объясняющего побуждение и направленность поведения. Внимание в двум компонентам мотивации активации и усилию. 4. Изучение мотивации как конструкта, объясняющего побуждение и направленность поведения. Внимание в двум компонентам мотивации активации и усилию. Активация состояние организма, означающее активность, силу, энергичность. Активация состояние организма, означающее активность, силу, энергичность. Усилие, направленное на задачу, мотивационное состояние, обозначающее напряжение и чувство включенности в задачу. 2 пути исследования: роль этих конструктов в распределении ресурсов (1) или доступности ресурсов (2). Р. Парасураман, Р. Дэвис, Дж. Уорм и У. Дембе, Г. Мэттьюс ( ), М. Хамфрис, У. Ревелл ( ). 2 пути исследования: роль этих конструктов в распределении ресурсов (1) или доступности ресурсов (2). Р. Парасураман, Р. Дэвис, Дж. Уорм и У. Дембе, Г. Мэттьюс ( ), М. Хамфрис, У. Ревелл ( ).

Сенсорное исполнение: операциональный состав сенсорного действия Когнитивные ресурсы сенсорной задачи АКТИВАЦИ Я УСИЛИЕ Личностные переменные Ситуационные переменные

Эксперименты Характер экспериментов: оценка эффективности обнаружения зрительного и слухового сигналов при варьировании условий обнаружения: (тип стимулов, время суток, время опыта) и контроле индивидуальных особенностей испытуемых (экстраверсия, нейротизм, тревожность, мотивация достижения). Характер экспериментов: оценка эффективности обнаружения зрительного и слухового сигналов при варьировании условий обнаружения: (тип стимулов, время суток, время опыта) и контроле индивидуальных особенностей испытуемых (экстраверсия, нейротизм, тревожность, мотивация достижения). Метод «да-нет». Измеряемые параметры деятельности: сенсорная чувствительность, критерий принятия решения, ВР, уверенность ответа. ЭКГ(ЭЭГ)-активация, слуховые ССП. Метод «да-нет». Измеряемые параметры деятельности: сенсорная чувствительность, критерий принятия решения, ВР, уверенность ответа. ЭКГ(ЭЭГ)-активация, слуховые ССП. Особенность экспериментов: Особенность экспериментов: 1) оценка параметров динамики деятельности; 2) оценка влияния межфакторного взаимодействия; 3) большое количество испытуемых. #7

Влияние активации: экстраверсия и время суток Экстраверты или интроверты – кто лучше: 1.Сложность задачи. 2.Длительность задачи. 3.Время суток.

Самооценка активации и эффективность деятельности Обнаружение зрительного сигнала Обнаружение звукового сигнала Легкая Средняя Трудная F=2.73; p=0.04

Эффект совместного влияния экстраверсии и мотивации достижения на величину ВР #8 Обнаружение около порогового зрительного сигнала

Эффект совместного влияния экстраверсии и нейротизма на величину ВР

Связь динамики исполнения сенсорной задачи с уровнями активации и усилия (интра-индивидуальный анализ) Неэффективно-декрементный Эффективно-стабильный 90% - интроверты, 40% - эмоционально-стабильные и мотивированные на достижение 67% - нейротичные экстраверты, мотивированные на избегание неудачи Максимальная «энергетика» Минимальная «энергетика» Эффективно-стабильный Неффективно-декрементный

Оценка уверенности и бдительность У более активированных испытуемых и прилагавших большее усилие к выполнению задачи более дифференцированные оценки уверенности (выше индекс Res) большая дифференцированность сенсорных эффектов. В ситуации сенсорной неопределенности 70% испытуемых склонны переоценивать свою уверенность.

Связь ЭКГ-активации и ЭОС: интер-индивидуальный анализ Показатели ЭОС ЭКГ-показатели ЧССσR-RσR-R d`0.43 *** *** 0.19 *** * ВР(Hit)-0.15 ** σВР(Hit)-0.21 *** 0.10 * Показатели ЭОС ЭКГ-показатели ЧССσR-RσR-R d` β0.13 ** *** ВР(Hit)0.50 *** *** σВР(Hit)0.36 *** 0.20 ** Основной тип динамики (>2/3)2 тип динамики (

Бдительность в особых условиях деятельности Цель экспериментов: оценка динамики бдительности в особых условиях деятельности (РНД при многосуточной депривации сна). Цель экспериментов: оценка динамики бдительности в особых условиях деятельности (РНД при многосуточной депривации сна). Метод «да-нет». Измеряемые параметры деятельности: сенсорная чувствительность, критерий принятия решения, ВР, ЭЭГ-активация, слуховые ВП. Метод «да-нет». Измеряемые параметры деятельности: сенсорная чувствительность, критерий принятия решения, ВР, ЭЭГ-активация, слуховые ВП. Особенность экспериментов: Особенность экспериментов: 1) различия в мотивационной направленности исп-х (3 гр.); 2) влияние сложности задачи (8 уровней сложности); 3) оценка ЭОС по поведенческим и физиологическим показателям (КГР, ЭЭГ, ВП).

Динамика поведенческих и ЭЭГ показателей в ходе РНД #12

Мгновенные и усредненные спектры ЭЭГ в периоды высокой и низкой продуктивности

Динамика компонентов ССП при временном снижении эффективности обнаружения сигнала «Провал»

Динамика компонентов ССП при обнаружения сигнала в нормальных условиях

Заключение: 1. Системно-деятельностный подход в психологии, включающий субъектный подход в психофизике, позволяет рассматривать процесс обнаружения/различения порогового сигнала как процесс решения субъектом сенсорной задачи. #13

2. Условия выполнения сенсорной задачи определяют ее специфические особенности по сравнению с другими познавательными задачами человека: дефицит поступающей сенсорной информации; дефицит поступающей сенсорной информации; случайный характер предъявления стимулов; случайный характер предъявления стимулов; высокая информационная нагрузка на испытуемого. высокая информационная нагрузка на испытуемого. #15

3. Эффективность выполнения сенсорных задач по обнаружению сигнала обусловлена влиянием ситуационных факторов (условия выполнения задачи) и индивидуально-личностных особенностей испытуемых. #16

4. При анализе эффективности решения сенсорных задач наряду с традиционными интегральными индексами сенсорного исполнения, описывающими деятельность субъекта по опыту в целом, необходимо исследовать и оценивать процессуальные характеристики процесса решения задачи. #17

5. Изменение показателей эффективности решения сенсорной задачи находит закономерное отражение в динамике показателей активации вегетативной (вариативность кардиоинтервалов) и центральной нервной систем (компоненты вызванных потенциалов и спектральные параметры ЭЭГ). #18

6. Задача порождает временную структуру, объединяющую разнообразные ресурсы человека или функциональный орган как средство для ее решения. Его функция - динамическая и избирательная концентрация ресурсов. «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (А.А. Ухтомский, 1978, с. 95).