ЧТЕНИЕ, КОТОРОЕ ОБЪЕДИНЯЕТ Президент РАЧ Сметанникова Н.Н. С-Петербург, 2013
НАУЧНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ: «ЧТЕНИЕ, КОТОРОЕ НАС ОБЪЕДИНЯЕТ» ВОСПИТАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ ОБУЧЕНИЕ УЧЕБНОМУ,ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ, ДЕЛОВОМУ ЧТЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание (материалы) Классическая художественная литература Учебная, научная, профессиональная литература Современная художественная литература и нон-фикшн
ЛИЦО ЧТЕНИЯ - женское Молодая, образованная школьница старших классов, студентка или специалист с высшим образованием (от 15 до 29лет).
Я-ЧИТАТЕЛЬ Год поступления в школу (5,6,7 лет) Год окончания начальной школы (10-11 лет) 5 и 7 классы средней школы (12,14 лет)
Книга, которая повлиялаХочу обсудитьХочу рекомендовать Робинзон Крузо 1Преступление и наказаниеМастер и Маргарита Мастер и Маргарита 2Робинзон КрузоПреступление и наказание Война и мир 2Метро 2033Приключение Тома Сойера Властелин колец 3Приключение Тома СойераГарри Поттер Библия 3Братья КарамазовыИдиот Белый Клык 3Над пропастью во ржиБелый Клык Гарри Поттер 3Властелин колецАлхимик Война и мирПортрет Дориана Грея Два капитана 4ХоббитЛедокол Приключения Тома Сойера 4БиблияПохождения бравого солдата Швейка Шерлок Холмс 4 Евгений Онегин 4 Кн Чтение мужчин
Группы читателей Сформировавшиеся в средней школе читатели-СОЗДАЮТ свой круг чтения Читатели по принуждению Читатели от случая к случаю Лентяи – нечитатели, но могут почитать Устойчивые нечитатели
КАК ПРИОБЩАТЬ МАЛЬЧИКОВ? Феномен «Робинзона Крузо»: -Интерактив -«Проживание событий» -Эмоции, связанные с игрой
Необходимость приобщения к чтению Падение уровня образованности населения «Руководство чтением»\»приобщение к чтению» - 75% «Живые» книги: современная художественная и научно-популярная литература
ВЫВОДЫ из проекта 1. Поле содержания – поле общения и социализации 2. Читать о себе, здесь и сейчас (современная литература) 3. Классическая художественная литература - в разряд профессионально значимой в вузе
«Новые вызовы – новые виды грамотности» 1. Снижение количества читаемой литературы 2. Необходимость руководства чтением 3. Свободный доступ к «живой», современной литературе 4. Включение классической, художественной литературы в программы обучения в вузах
КРУГ ВОПРОСОВ Смена категориального аппарата Качество чтения как показатель качество образования Расширение видов грамотности Роль Интернета в образовании Сохранение и распространение чтения в образовании и культуре
Категориальный аппарат Уровень грамотности (чтение и письмо) Грамотность чтения Читательская грамотность
Виды грамотности Функциональная Академическая Информационная грамотность в течение жизни во всех ее сферах(lifelong& life wide) Медиа грамотность
Развитие информационной и медиа грамотности Включение методики обучения информационной и медиа грамотности в подготовку педагога Оснащение библиотек электронными средствами для чтения Оснащение учебных заведений Интернетом Развитие партнерства
Революция в чтении – новая номенклатура умений и навыков чтения Определение проблемы Нахождение информации для ее решения Критическая оценка информации Синтез информации Решение проблемы Обсуждение полученного результата
ИНТЕРНЕТ Ведущий технологический инструмент Требует новых видов грамотности (НВГ) НВГ - дейктичны, т.е. контекстуально изменчивы НВГ - разнообразны, зависят от точек зрения НВГ требуют новых стратегий Роль учителя возрастает
ВЕДУЩИЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ Обнаружение информации Оценивание информации Синтез информации Коммуникация
КАЧЕСТВО чтения – качества образования. «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» 4. Выявление смыслов текста 3.Интерпретация содержания текста и подтекста 2.Понимание информации 1. Поиск информации в разных частях текста
Условия развития компетентного читателя в учебном заведении Благоприятная для чтения среда Улучшение качества преподавания всех предметов Обилие приемов совместно-разделенной деятельности Наполненность библиотек печатными и электронными ресурсами Информационные, просвещенческие, культурные мероприятия
Планируемый результат Повышение уровня грамотности населения Инновационные преобразования Повышение благосостояния, процветания и ЕДИНЕНИЯ общества Приумножение человеческого капитала Сохранение моральных ценностей общества
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Русская ассоциация чтения (РАЧ)