CEGAA - Семинар партнеров ИОО в ВЕ март 2009 г. Тереза Гутри Центр по экономическому управлению и СПИДу в Африке Знакомство с методологией отслеживания затрат
Отслеживание ресурсов – что мы хотим узнать? Описать финансовые потоки на нужды здравоохранения, поскольку их нелегко найти в бюджетных документах: кто платит (источники)? кто управляет финансами (финансирующие агенты)? кто оказывает услуги (провайдеры)? какие услуги оказывают (функции/ категории затрат (КЗ): профилактика, лечение, социальная адаптация, другая деятельность сектора)? каковы компоненты (объект затрат)? кто получает помощь (бенефициары)?
Методы и этапы бюджетного мониторинга и отслеживания затрат Этапы первоначального планирования критически важны, поскольку в это время достигается понимание и договоренность по поводу: Центральной проблемы /темы проекта Объема и масштабов проекта: Какая фаза (фазы) бюджета рассматриваются (см. следующий слайд: подготовка (оценка потребностей, оценка затрат, распределение ресурсов, процессы), анализ бюджетных ассигнований, анализ расходов, анализ результатов, анализ воздействия) Какие годы будут охвачены Каковы источники финансирования (государственные и/или внешние и/или частные) Какие поставщики услуг – все, только на уровне района, медучреждений, учебных заведений и т.д.? Использование правильной терминологии – см. следующий слайд
Бюджетный мониторинг, анализ затрат и отслеживание ресурсов 4 Budget Allocations – indication of intended PUBLIC expenditure Actual Expenditure – execution of budget. Can include all sources of funds and by all service providers Budget Monitoring Process Actual amounts Revenue & tax Sector analysis Expenditure Analysis Process/finance channels Actual amounts Output analysis – interim indicators comparing with objectives of expenditure Outputs Efficiency Effectiveness Quality Outcome analysis – long-term indicators. Impact assessment Life years saved Quality of life Reduced prevalence rates Causal link Effectiveness (CEA/CBA/CUA) 4 Оценка потребности в ресурсах– оценка затрат Бюджетные ассигнования - показатель предполагаемых ГОСУДАРСТВЕННЫХ расходов Реальные расходы – исполнение бюджета. Могут включать в себя все источники денежных средств и любых поставщиков услуг Общественный Частный донор Мониторинг бюджета - Процесс Реальные суммы Доходы и налоги Секторный анализ Анализ расходов /процессы/ каналыфинанс. Реальные суммы Анализ работы– Сравнение промежуточных показателей с целями расходов Результаты работы Рентабельность Эффективность Качество Анализ результатов – Долгосрочные показатели. Оценка воздействия. Спасенные годы жизни Качество жизни Уменьшение распространенности Причинная связь Эффективность (CEA/CBA/CUA) То, как Вы используете данные Повлияет на все эти аспекты
Отслеживание ресурсов: "сверху вниз" и "снизу вверх" КЗ1КЗ4КЗ5КЗ6КЗ7КЗ2КЗ3 КЗ8
AC Источник Поставщик Функции B Статьи расходов Целевые группы Aгент
Источники данных для ОЗ Сверху вниз: от источников финансирования – напр., отчеты доноров, обязательства выделения средств, государственный бюджет и т.д. Снизу вверх: отчеты поставщиков услуг о расходах, учет на уровне учреждения, счета затрат государственных ведомств. Отсутствующие данные: методы калькуляции затрат используются для оценки реальных расходов
Процесс отслеживания ресурсов Общие этапы анализа расходов: 1. Разработка ТЗ проекта – определение потенциальных тем адвокации, партнеров, 2. Договориться о выборке и получить разрешения 3. Планирование и подготовка 4. Сбор данных 5. Обработка данных 6. Анализ данных 7. Проверить предварительные результаты и наметить кампании адвокации 8. Окончательный отчет и распространение 9. Проведение адвокационной кампании
Этап 1: Планирование (1) Создать центральную исследовательскую команду, включая исследовательское агентство, адвокационную организацию, объединение затронутых проблемой людей Создать референтную (экспертную) группу – более широкую группу с участием представителей всех секторов, например, Национальной комиссии по СПИДу (если уместно), профильного парламентского комитета Провести встречи и семинары заинтересованных сторон заручиться их поддержкой и готовностью участия Заинтересованные стороны должны дать рекомендации о том, какие данные нужны и с какой целью производиться сбор данных
Этап 1: Планирование (2) Сбор всех справочных материалов – эпидемиологических, социоэкономических, демографических: Описание сектора здравоохранения, основные программы, законодательство Описание механизмов финансирования здравоохранения в стране, бюджетный процесс Материалы всех проведенных исследований по калькуляции затрат на рассматриваемую проблему здравоохранения
Сбор справочной информации Статус данной проблемы здравоохранения в стране Масштабы, распределение, составляющие элементы, тенденции Ответные меры на национальном уровне Законодательство /политика NSP и программы Организация Услуги и провайдеры Охваченные группы Стандартные протоколы Расходы на здравоохранение Суммы Источники, агенты, провайдеры Потоки Исследования расходов на СПИД/проблему Дата, охват, источник Источники информации Доступность, качество Бюджетные ассигнования
Этап 1: Планирование (3) Договоренность о центральной теме, масштабах и методологии - выбор конкретной программы здравоохранения (или группы бенефициаров) Составление карты–схемы национальных ответных мер – т.е. указание всех источников, всех агентов, всех провайдеров, всех функций, всех поставщиков услуг - государственных, частных и иностранных (это можно сделать путем анкетирования заинтересованных сторон на первой встрече)
Этап 1: Планирование (4) Выбор приоритетных респондентов из общего списка игроков – получить контакты! Установление необходимых выборочных совокупностей (например, все НПО, оказывающие услуги здравоохранения для определенной программы / группы бенефициаров), и оптимального метода составления выборки Планирование этапов сбора данных – определение ключевых фигур в каждой организации /учреждении, договоренности об интервью
Кодирование классификаций и категорий функций (оказываемых услуг), обеспечить четкие определения и взаимоисключающие категории Отметить различия в терминологии, стандартизировать Специальные проекты, деятельность и услуги, не указанные в имеющихся классификациях: включить их в формы сбора данных Формы сбора данных должны отражать все установленные и кодированные категории Этап 1: Планирование (5)
Выбрать источники данных: Перечислить все потенциальные источники данных Классифицировать их по ожидаемой доле расходов Классифицировать их по качеству учетных записей (полные, достоверные, подтвержденные) Классифицировать их по доступности Приоритетными являются источники данных с наибольшей долей расходов и наилучшим качеством данных Этап 1: Планирование (6)
Этап 1: Планирование (7) Определить стратегии и контрольные вопросы для сбора данных (интервью, формы для отправки по почте и др.) Ключевые информаторы осведомлены о предстоящей задаче Получить необходимые разрешения на доступ к данным, медицинским записям и т.д. Разработать инструменты сбора данных – различные анкеты для источников /агентов и поставщиков услуг
Этап 2: Сбор данных Позвоните каждому респонденту, расскажите о проекте, объясните, как будут использованы данные, и направьте соответствующую форму сбора данных с просьбой собрать источники необходимых данных для заполнения формы Необходимы подробное объяснение проекта, конфиденциальности и использования данных Договоритесь с каждым о встрече и вместе заполните формы на основе собранной ими информации Собирайте данные, используя соответствующую форму, тщательно и точно
Этап 2: Сбор данных (2) Хотя агенты более, чем источники, знакомы с данными о проблеме, они не всегда стремятся предоставить вам информацию, поэтому к ним нужен соответствующий подход Разработайте адекватную стратегию для конкретных источников информации, особенно для предоставляющих информацию неохотно или с трудом – получите данные для приблизительных оценок на основе калькуляции затрат
Этап 2: Сбор данных (3) Проведены интервью со ВСЕМИ источниками финансирования и ВСЕМИ агентами, собраны учетные записи об их расходах. Из поставщиков товаров и услуг следует опросить как можно большее число (на национальном и районном уровне) – рекомендуется договориться о встречах со всеми либо с самыми важными из них с точки зрения политической актуальности или уровня расходов Связаться с поликлиниками, клиниками и стационарами. 1. Руководитель медучреждения и 2. Старшая медсестра. МЕДСЕСТРЫ – ключевые источники информации: они знают то, что мы хотим узнать. Необходимо постоянно вести мониторинг процесса для решения проблем, могущих возникнуть в ходе сбора данных – соблюдение сроков обязательно
Этап 3: Обработка данных Заполненные формы следует проверить на неточности, пропуски данных и т.д. Данные вводят в таблицы Excel и чистят – проверка данных, выявление пробелов, несоответствий, дублирования Если исследование по ВИЧ/СПИДу, данные можно экспортировать в программу NASA-RTS (если имеется) При вводе данных реконструируется каждая транзакция. Где необходимо приблизительно оценить расход, все допущения должны быть четко объяснены
Этап 4: Анализ данных На этом этапе потоки финансирования и расходов полностью отражены и проведена их перекрестная проверка Индикаторы рассчитываются в соотношении с другими цифрами, такими как население страны, кол-во ЛЖВС, национальные расходы на здравоохранение и др. Проанализировать и представить данные в виде соответствующих таблиц и графиков. Сделать выводы.
Этап 5: Заключительный отчет Проект отчета рассылается ключевым заинтересованным сторонам и государственным должностным лицам, чтобы они помогли исправить ошибки и заполнить пробелы. Предлагается провести совещание для подтверждения достоверности результатов Идет согласование адвокационных посланий и стратегий, окончательная доработка отчета В отчете должны быть подчеркнуты те области, по которым следует принять меры в ближайшем будущем, наряду с областями, требующими среднесрочных и долгосрочных мер Отчет следует широко распространить среди ключевых аудиторий в соответствующих форматах Кампании по повышению осведомленности и по адвокации
По вашей теме исследования Классификация и кодирование всех действий и действующих лиц
Ваши классификации должны быть: взаимоисключающими и исчерпывающими стандартизованными для международных сравнений и хронологических сравнений на уровне страны Всесторонними: Перечень всех ресурсов, выделенных на проблему Внутренне согласованными: Итоговые суммы должны совпадать и соответствовать в разных измерениях и таблицах
Группы классификаций Источники финансирования Агенты финансирования Провайдеры Факторы производства Категории затрат Целевые бенефициары ФИНАНСИРОВАНИЕ : ОКАЗАНИЕ УСЛУГ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: либо оплачиваемая деятельность по данной проблеме, т. е. ВСЕ возможные вмешательства / услуги
Источники финансирования - структуры, которые предоставляют ресурсы финансирующим агентам для объединения и распределения Источники: государственные (Минздрав, социальное страхование и т.д.), частные (домохозяйства, корпорации, НПО и т.д.) и международные (многосторонние, двусторонние, НПО, фонды и т.д.). Источники финансирования:
ИФ.1 Государственные фонды ИФ.1.1 Территориальные государственные фонды ИФ Центральное или федеральное правительство ИФ Доходы центрального правительства ИФ доходы правительства региона/провинции … ИФ.2 Частные фонды… ИФ.3 Международные фонды…
Агенты финансирования: Финансирующие агенты – это структуры, которые объединяют финансовые ресурсы из разных источников и направляют их на финансирование программы или в оплату товаров и услуг, например, лечения, профилактики и т.д. Эти структуры принимают программные решения об использовании ресурсов, которые получают от Источников финансирования Финансирующий агент: агент-закупщик
Программные решения: Что приобретать? (выбор программы/деятельности) Для кого? (выбор популяции бенефициаров) Кто предоставляет? (выбор провайдера) OVC НПОNAP
Финансирующие агенты: ФА.1 Государственный сектор ФА.1.1 Территориальные органы власти ФА Центральные или федеральные органы власти ФА Министерство (или равнозначная ведомственная структура) здравоохранения ФА Министерство (или равнозначная ведомственная структура) образования … ФА органы власти штата/провинции/региона … ФА местные /муниципальные органы власти … ФА.1.2 государственное социальное страхование ФА.1.3 государственные программы страхования работников ФА.1.4 окологосударственные организации ФА.2 Частный сектор… ФА.3 Международные организации по закупкам…
Провайдеры: Структуры, участвующие в производстве товаров и услуг в рамках мероприятий по ВИЧ или по вашей проблеме Чтобы определить провайдера, вначале определите тип служб и конечный продукт (услуга/вмешательство) Провайдер отвечает за организацию, предоставление и качество товаров и услуг. Провайдер отвечает за конечный продукт, но может либо отдать на субподряд оказание услуг или поставку продукта, либо приобрести необходимые исходные ресурсы для производства продукта своими силами.
Пример провайдера: больница Лечение оппортунистических инфекций Факторы производства ( вводимые) Категории расходования средств на СПИД ( результаты) Зар. плата Лекарства, материалы Энергия Бенефициары Оборудование, капитал Антиретровирусная терапия Специализированный лабораторный мониторинг ВИЧ Бенеф.1 Люди, живущие с ВИЧ Провайдер : больница
Провайдеры: ПР.1 Государственные организации ПР1.1 Государственные и окологосударственные провайдеры ПР Больницы … ПР.2 Неправительственные организации ПР.2.1 Некоммерческие провайдеры ПР Некоммерческие провайдеры (кроме религиозных организаций) ПР Некоммерческие провайдеры-религиозные организации … ПР.2.2 Коммерческие провайдеры (в том числе религиозн.) ПР.3 Двусторонние и многосторонние структуры – национальные офисы ПР.4 Остальные провайдеры
Категории затрат (вмешательства / услуги): программные вмешательства. КЗ отражают программные вмешательства. вмешательством, профилактической программой расходов публичную политику. От политики и программ к вмешательствам: использование презервативов, например, является вмешательством, которое человек может предпринять самостоятельно для снижения риска нескольких заболеваний; раздача презервативов является профилактической программой содействия такому вмешательству; тем самым уровень расходов на эту программу отражает государственные решения и публичную политику. Перечислите ВСЕ возможные вмешательства по вашей проблеме
Популяция бенефициаров отражает выделение ресурсов конкретной популяции как часть программного вмешательства. ПБ выбирается в соответствии с намерением или целью программного вмешательства … Популяции бенефициаров OVC SW Целевые популяции бенефициаров:
Мозговой штурм Проблемы доступа к информации и другие…
Проблемы доступа к информации Годовая бюджетная документация, как правило, легко доступна (в основном в бумажном виде, иногда в электронном) Однако недостаточна дезагрегация ассигнований на отдельные категории (напр., паллиативный уход) - может быть одна общая статья бюджета Бюджетные ассигнования по документам редко отражают фактические затраты, а цифры затрат по результатам аудита бывает трудно получить Наследие централизованной системы власти – доступ к информации затруднен, недостаточное участие гражданского общества Различные бюджетные, бухгалтерские системы и классификации – снижает сравнимость данных между странами Донорское финансирование часто не отражено в бюджете – доноры не хотят раскрывать данные о своих расходах Отсутствие централизованной базы данных поступающего в страну донорского финансирования
Проблемы и пробелы (продолж.) Анализа бюджетных ассигнований недостаточно – необходим доступ к учетным записям о расходах и результатах, чтобы оценить воздействие затрат. Углубление анализа услуг /функций (но по-прежнему ограничен целевыми группами) Недостаточен анализ на уровне района – тогда как он необходим, чтобы увидеть реальное воздействие затрат. Доступ к данным о расходах доноров (напр., PEPFAR, USAID, структурные фонды ЕС), условиям займов ВМФ и публичное участие в процессах принятия этих решений Неизвестно о судебных исках в защиту свободы информации с целью получения доступа к данным о затратах - вероятно, нужна информация об имеющихся возможностях.
Возможные решения…?
Спасибо! For more information contact: Teresa Guthrie Centre for Economic Governance and AIDS in Africa Tel: Fax: