Подходы к созданию моделей федеральных и национальных исследовательских университетов, обеспечивающих подготовку руководящих управленческих кадров для инновационного развития социально- экономической сферы Российской Федерации Долгоруков Александр Михайлович, кандидат философских наук, Москва 2008 г.
Образование в современном мире Знание Понимание Действие 12 Результат: Систематическое накопление предметных знаний; Отложенная профессиональная деятельность, исключение составляла только исследовательская деятельность, которая питала университет знаниями и совместной практикой для преподавателей и студентов; Понимание в основном отложено, но если исследовательская практика эффективна, то понимание частично обеспечивалось Античная идеологема образования Европейское (немецкое) обучение предметам
Образование в России Знание 2 В России с выделением исследовательской деятельности в отраслевые и академические НИИ из Вузов исчез единственный род деятельности – исследование. Результат: Исчезла деятельность не только для студентов, но и для преподавателей; Выхолощены ситуации понимания из учебного процесса; Гипертрофирована роль «знания» в образовании
Модель нового элитного университета Конструируя модель нового элитного университета, надо: А. Вернуться к стрелке. В. Вернуть у университеты ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НО! Не только исследовательскую. Учебный процесс должен «захватывать» три вида деятельности: Исследование Инженерное дело Предпринимательство 1
Модель нового элитного университета (продолжение, В) 1.Исследовательская (ее надо восстановить на новых принципах организации и финансирования) 2.Инженерная / Конструкторская деятельность (ее надо не только создать практически заново, но узаконить, придав ей институциональные формы). Например, почему в гуманитарной сфере степень можно получить только за «исследование»?? 3.Предпринимательская деятельность. Мастера создания жизнеспособных социальных систем (создание организаций, создание поселений, создание межэтнических проектов и т.п.) должны иметь в университете тот же статус, что и исследователи.
Модель нового элитного университета (продолжение, С) С. К «знанию о предмете», которое сейчас доминирует, добавить еще два вида знаний: Знание об «эксплуатации» и развитии технических и социальных систем; Знание о целенаправленном конструировании технической и социальной действительности. ! В XXI веке социальную реальность необходимо конструировать также профессионально, как и техническую. Знание о предметах Знание об эксплуатации Знание о создании
Модель нового элитного университета (продолжение, D) D. Сделать понимание главной целью образования в элитном университете: Знание Понимание Действие Знание о предметах Знание об эксплуатации Знание о создании Понимание знаний о предмете Понимание законов деятельности, направленной на эксплуатацию и развитие сложных технических и социальных систем Понимание законов проектной деятельности Исследовательская деятельность Инженерная / Конструкторская деятельность Предпринимательская деятельность
Пространство университета – ядерного реактора социальной энергии Целевой вектор – функции университета: Порождение идей, проектов, практик; Создание компетентностных моделей; Выращивание социальных сетей Базовый вектор – инновационный цикл: Наука; Бизнес-идея; Товар/услуга; Позиционирование и продвижение Обеспечивающий вектор – основные деятельности университета: Собственная деятельность; Интеграция; Навигация