Информационно-библиографическое обслуживание в современных условиях
Информационно- библиографическое обслуживание: Система: первоисточник – библиографическая информация – потребитель; Цель: удовлетворение информационных потребностей общества; Задача: удовлетворение потребностей в библиографической информации.
Этапы обслуживания: изучение пользователей; выбор режима и формы обслуживания; анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании; анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах; подготовка( или приобретение) информационной продукции; изучение эффективности обслуживания.
Форма обращения - реальные, виртуальные, потенциальные. Вид деятельности – научная, преподавательская, учебная, практическая. Отраслевая принадлежность Специальность, образование, должность Основные группы потребителей информации:
Виды информационных потребностей Профессиональные Непрофессиональные
Виды информационных потребностей (ИП): Документальные ИП - потребности в документах; Библиографические ИП – потребность в сведениях о документах; Фактографические ИП – потребности в сведениях фактического характера
Виды информационно- библиографического обслуживания: Библиографическое информирование – систематическое обеспечение библиографической информацией абонентов в соответствии с их долговременными запросами: Виды: индивидуальное групповое массовое
Дифференцированное информирование: ИРИ – избирательное распространение информации; ДОР – дифференцированное обеспечение руководства.
Справочно-библиографическое обслуживание: СБО – удовлетворение разовых запросов пользователя. Выдача найденной информации в виде справок. Оказание консультативной помощи.
Виртуальное информационное- и справочно-библиографическое обслуживание Сайт библиотеки – источник информации. Массовое и групповое библиографическое информирование – ЭК, новые поступления, выставки, интернет-коллекция, КЗД и др. Индивидуальное информирование – e- mail, социальные сети. Виртуальная справка.
Качества современного библиографа: Целенаправленность Стремление к объективности Настойчивость Активность Профессиональная солидарность Совершенствование знаний
Спасибо за внимание!